Могут ли негосударственные деньги спасти в кризис?
Трудно говорить о том, являются ли биткойны технологическим прорывом, однако их популярность некоторые аналитики называют экономической амнезией. По большому счету если эти виртуальные «монетки» и станут когда-нибудь настоящей валютой, они в полной мере испытают на себе все проблемы золотого стандарта. Сегодня основной проблемой, связанной с Bitcoin, является убеждение, что независимость от правительств является преимуществом. Между тем деньги являются одним из общественных благ и в современном мире именно правительства выступают в роли «социальных опекунов» этого блага.
Негосударственные деньги – не выход
Это правда, что в тяжелых условиях люди, возможно, будут вынуждены прибегнуть к иным формам денег, к замене официальных валют. Допустим, правительство рухнуло, или денежная система оказалась полностью разгромленной – тогда некоторые частные деньги вполне могли бы стать неплохой альтернативой. Однако даже в такие апокалиптические периоды, протоколы программного обеспечения, на которые опирается безопасный обмен электронными деньгами, вряд ли станет первым выбором людей. Куда более вероятной мерой спасения выглядит золото – материальный металл, который нельзя взломать. Впрочем, справедливости ради давайте предположим, что
Bitcoin на самом деле превратились в ведущую валюту в денежной антиутопии. И люди очень быстро смогли бы узнать, почему негосударственные деньги плохо работают.
Дефляция как экономическая реальность
Один из очевидных вопросов – дефляция. Снижение цен неизбежно, если Bitcoin со всеми своими особенностями программного обеспечения станут «отвечать» за расширяющиеся поставки закупаемых товаров и услуг. Неудобства все те же, что и сейчас в Японии – люди в ожидании еще большего падения цен будут откладывать свои покупки, в результате работникам будут сокращать зарплаты, а их отношения с кредиторами усложнились бы еще больше. Итак, сама по себе дефляция негосударственные деньги не дискредитирует. И люди, и банки вполне могли бы приспособиться к новой финансовой действительности – так, как приспособились японцы. Опять-таки, всегда можно создать новую, не-дефляционную электронную валюту, количество которой можно было бы постоянно увеличивать (Bitcoin «выпущены» ограниченным тиражом и их авторы заверили, что изменяться он не будет).
Когда невозможность допечатать – проблема…
И все же трудно назвать нормальной ситуацию, когда ни Bitcoin, ни какая-то другая «неофициальная» валюта и прочая денежная масса не сможет справиться с неожиданными плохими новостями. А ведь такими нынешняя глобальная экономика изобилует сполна. Историки-экономисты прекрасно могут рассказать о прошлом денег. Все начиналось с того, что правительства выдавали деньги в приказном порядке, при этом предложение было ограничено, золото и серебро тщательно контролировалось и любые деньги так или иначе опирались на какой-то материальный актив. Всякий раз, как только люди начинали отвергать бумажные деньги и копить твердую валюту, сразу же начинались проблемы. Толчком к денежному страху может послужить что угодно – война, неурожай, банкротство финансового учреждения. Вне зависимости от причины внезапное увеличение осторожности автоматически влечет за собой внезапное уменьшение расходования средств. Автоматически же падают цены и заработная плата – и экономисты теоретики говорят, что в таких условиях ограниченное предложение валюты по-прежнему будет работать на удержание экономики на плаву. Что мы видим на практике? Товары стали недоступными, безработица выросла, производство упало. Кейнс называл это парадоксом бережливости и говорил, что единственный способ для правительств противостоять подобным новостям – это гарантировать, что всегда будет достаточно доступных денег. Кто в аналогичных условиях будет гарантировать наличие Bitcoin в том количестве, которое нужно? Никто – ведь создатели криптовалюты изначально заявляли о ее постоянном и неизменном количестве. Если же эту концепцию игнорировать и «довыпустить» (если это слово применимо к электронным деньгам) еще «монеток», то концепция Bitcoin потеряет смысл уже сейчас.