Банки-гиганты Европы: Deutsche Bank
Гамлет, принц Датский, в своих бедах винил «стрелы яростной Фортуны», хотя многие из тех, кто прочитал трагедию, полагают, что во всем виновата нерешительность самого бедного принца. Крупнейший в Германии кредитор Deutsche Bank столкнулся со множеством стрел той самой богини рока – бесконечный шквал штрафов от американских регуляторов, новые жесткие правила банковского капитала, стагнация европейский экономики, вялые финансовые рынки. Казалось бы, достаточно, чтобы оправдать нынешнее положение банка. Однако его нынешние инвесторы, клиенты и даже политики все чаще начали задаваться вопросом – не является ли самой большой проблемой Deutsche Bank его неспособность принимать сложные решения?
Превратности судьбы
До недавнего времени историю Deutsche Bank вряд ли можно было называть трагедией, а вот сейчас положение банка крайне хрупко. Да, он все еще приносит прибыль – но ее рост минимален. Да и акции по росту не достигают и вполовину уровня таких гигантов как JPMorgan Chase и Goldman Sachs, которых Дойче считает своими конкурентами. У инвесторов, похоже, иное мнение. Да и в Европе этот банк, хоть является третьим по объему материальных активов, по рыночной капитализации – он всего лишь тринадцатый.
Прошло почти четверть века с тех пор как Deutsche Bank начал свое превращение из сонного германского кредитора в глобальную инвестиционно-банковскую компанию. И вот теперь он торгует облигациями, валютами, сырьевыми товарами (в специализированных кругах сделки с сырьем известны как FICC), предлагает такие услуги как выпуск облигаций и хеджирование валютных рисков корпоративных клиентов. Выход на мировые рынки дал банку возможность даже спекулировать самостоятельно.
Спекуляции с сырьем
Правда, с сырьевыми товарами в последнее время у банка не складывается – FICC-бизнес требует большей ответственности. Теперь чем выше доля доходов банка от подобной торговли, тем ниже стоимость его акций. При этом прибыль от FICC – это чистой воды акробатика, ее объемы прыгают от более чем 200 миллиардов в 2009 году, до менее 100 миллиардов в году текущем.
А еще торговля на сырьевых рынках (проще говоря – спекуляция) негативно сказывается на репутации любого банка. Ведь в качестве сырья выступают и продукты питания, а мировые общественные организации не так давно объявили о том, что именно спекулянты повинны в том, что отдельные страны попросту голодают из-за роста цен на продукты. Суммировав все это, такие банки как UBS и (до некоторой степени) Barclays от FICC отказались. Deutsche Bank же проявил упорство, достойное лучшего применения, оставшись на рынках.
Три проблемы Deutsche Bank
Инвестиционный банкинг принес в минувшем году Deutsche Bank прибыли куда меньше, чем ожидалось. Но и за этот сектор банк решил побороться – не зря ведь он позиционирует себя как кандидат на 4 место среди крупнейших мировых инвестиционных банков. Отдельные проблемы Дойче банка универсальны. Из-за низких процентных ставок валютные рынки и рынки облигаций менее подвижны, что заставляет вкладчиков и участников рынка реорганизовывать свои портфели. Однако в отличие от его американских конкурентов, для Deutsche Bank это усугубляется пошатнувшейся экономикой Европы, на территории которой базируется 70% его физических филиалов.
Вторым горем стал внезапный шквал штрафов, обрушившийся на Deutsche Bank со стороны регуляторов. Банк уже погасил штрафов на 4,5 миллиарда и еще 4,1 миллиардов ожидают своей очереди. Хуже того – эксперты подсчитали, что к 2016 году банк заплатит штрафов еще миллиардов на 5.
Третьим источником расстройства для банка, как и для многих его коллег, стали новые правила, выполнение которых должно предотвратить будущий финансовый кризис. Ради увеличения соотношения собственного капитала к привлеченному, пришлось сокращать расходы, закрывать филиалы, увольнять рабочих.