Финансовый консультант - робот
В последнее время нередко можно встретить новости о том, что банки все больше «перебираются» в виртуальное пространство, закрывая свои физические офисы и увольняя сотрудников. Ярче всего эта тенденция проявилась в Великобритании и США. Но есть еще одна отрасль, где люди могут остаться не у дел – это финансовое консультирование, достаточно большой сектор занятости. На смену людям придут роботы.
Автоматика на страже ваших денег
Нет, за стойки финансовых консультантов не встанут железные роботы с мигающими лампочками и электрическими голосами. Робо-советник – это автоматизированное предоставление услуг по инвестиционному консультированию в режиме онлайн. Вместо живого человека решение будет принимать компьютерная программа, выстраивающая наиболее оптимальный алгоритм для управления деньгами клиента. При этом степень сложности рекомендаций будет зависеть от запросов клиента – от пенсионных вложений до ребалансировки инвестиционного портфеля.
Автоматизированный советник принимает решение самостоятельно, без участия финансового консультанта. Он использует все то же самое программное обеспечение, которое для принятия аналогичных решений потребуется и людям. Правда, в отличие от людей-советников, робот не углубляется в такие личные обстоятельства как налогообложение или имущественное планирование. Он просто оперирует цифрами, управляя портфелем. Некоторые говорят, что это, скорее, недостаток.
Достойная замена?
Естественно, нововведение вызвало целую бурю эмоций – будет ли этот роботизированный консультант по-настоящему хорошей заменой людям? Финансисты утверждают, что баланс вполне может быть достигнут. Будущее финансовых услуг будет включать в себя лучшее, что можно будет взять от мира физического и виртуального. Легкость и простота технологий станут сочетаться с опытом личностных взаимоотношений.
Чего не хватает нынешним финансовым консультантам? Логики, прозрачности действий, единой методологии, доступности (в том числе и в плане оплаты их услуг). Все это смогут предложить автоматизированные программы. В то же время «запускать» их в работу будут по-прежнему люди – как показывает практика, когда дело доходит до накоплений, люди предпочитают живое общение, оно придает им уверенности.
Финансовый консультант должен быть честным
Здесь нельзя не упомянуть и о том, что идея «роботизировать» финансовый консалтинг появилась, как и многое другое, из нескольких скандалов. Скандалы были, конечно, не такими громкими, как в случае с мега-банками, а на фоне разбирательств с манипуляциями на мировых рынках, были и вовсе почти незаметны для общественности. Но многим людям эти скандалы стоили денег.
Многие финансовые консультанты тогда обвинялись в конфликте интересов и мошенничестве с преследованием личных целей. Первое подразумевало, что консультант получал вознаграждение не только от человека, который пришел за советом, но и от, скажем, управляющего фонда, который платил за каждого пришедшего к нему клиента. Естественно, консультант не особо заботился о сохранности и приумножении средств того, кто пришел к нему за советом.
Мошенничество было чаще всего замечено в банках, которые тоже не гнушались зарабатывать на консалтинговых услугах, нередко одновременно продавая собственные определенные инвестиционные продукты. Банковские клерки, осуществлявшие консультирование, думали не об интересах клиентов, а о бонусах, которые они получают за продажу этим клиентам.
Все это не добавило привлекательности традиционным финансовым консультантам. Несколько банков оплатили огромные штрафы за мошенничество с инвестиционными продуктами, а многим частным консультантам пришлось закрыть свои офисы. И все-таки они продолжают бороться за свое место на рынке, отстаивая хотя бы возможность стать посредником между клиентами, не знающими куда вложить деньги, и роботами, лишенными человеческих эмоций.