Премирование работников – как не сделать ошибку?
Одним из видов мотиваций работников к дальнейшим трудовым подвигам выступает премирование. Вот только такой жест сами работники не всегда могут оценить по достоинству. Особенно, если они считают, что заслуживают большего. В такой ситуации некоторые сотрудники начинают писать жалобы в трудовую инспекцию. Чтобы фирма не стала жертвой трудовых инспекторов, лучше заранее подготовится к их визиту и предусмотреть возникновение спорных ситуаций, связанных с премированием.
Положение о премировании
Законодательство трактует премирование как материальное поощрение за достигнутые в работе достижения и успехи. Основная цель такого поощрения – повышение заинтересованности сотрудников. При этом работодатель вправе сам выбирать удобный ему вид премирования, начисления надбавок и прочих стимулирующих выплат. Основой премиальной системы является Положение о премировании. Этот документ может быть оформлен как отдельный документ или как часть трудового договора. Руководство фирмы разрабатывает Положение самостоятельно, при этом в нем указываются категории работников, подлежащих премированию, виды премиальных выплат (ежемесячная, квартальная или к празднику), условия получения материального поощрения, источники премирования и прочие критерии. Также в положении конкретизируется лицо, ответственное за выплату премий и документы, служащие основанием для их выплаты. Каждый из критериев должен быть описан максимально четко, дабы избежать двусмысленностей. В числе прочих видов премий законодательство отдельно выделяет разовое поощрение, которое выдается сотрудникам за трудовые достижения. Согласно ст.191 Трудового Кодекса (ТК) этот вид поощрения можно не прописывать в Положении о премировании, так как он выдается полностью по усмотрению руководителя.Премирование работников как повод для жалоб
Среди наиболее распространенных жалоб, поступающих в трудовую инспекцию, фигурируют «выдали меньше всех, хотя я работал больше» и «не дали премию, хоть я заслужил». Подчиненный, который считает, что вы его недооценили, сформулировал свою обиду в письменном виде и отнес «куда надо». Как результат – к работодателю нагрянули с проверкой трудовые инспекторы. При этом согласно ст.358 ТК инспектор вправе не сообщать, кто именно из ваших сотрудников его вызвал.Как защититься?
Суть подобных проверок - в подтверждении или опровержении дискриминации работников конкретной организации. И, хотя задачей трудовых инспекторов является защита прав работников, ревизия будет проводиться максимально объективно. Но для того, чтобы уменьшить количество возможных вопросов к вам как к руководителю, лучше подготовится заранее. Первое, что потребует инспектор – Положение о премировании или коллективный договор, если положение является его частью. Заинтересуют проверяющего и документы, подтверждающие законность выплаты премии. Например, если поощрение было выдано за увеличение объемов продаж, должен быть документ, подтверждающий что конкретные сотрудники действительно перевыполнили план.Если нарушение все же будет найдено, штраф назначается не фирме, а виновному лицу. В большинстве случаев этим лицом оказывается сотрудник, выполняющий обязанности кадровика. Для того, чтобы инспектор не мог придраться к факту невыплаты какому-либо работнику премии, необходимо чтобы документально было указано по какой причине данному сотруднику не было выплачено материальное поощрение. Такими причинами могут стать невыполнение плана, нарушение трудовой дисциплины и т.д. Все эти нарушения тоже должны документально подтверждаться, то есть трудовому инспектору должны быть предъявлены основания для применения дисциплинарного взыскания в виде лишения премии.