Развитие бизнес страхования
Сегодня страхование в России является, как правило, индивидуальным и обязательным – неудивительно, что крупнейшей отраслью страхового дела остается ОМС. К имущественному страхованию это также относится. Так, в 2009 – 2010 гг. объем индивидуального сегмента рынка составил 257 млрд. рублей, с прогнозом на 2011 год в 317 млрд.
В то же время соответствующие показатели бизнес сегмента, включая страхование товаров, не превышают 170 – 190 млрд. рублей. Темпы роста при этом для отечественного страхования низкие – порядка 6 или 7% в год. Страхование гражданской ответственности организации – еще один явный аутсайдер. Совокупный объем этого рынка может достичь отметки в 30 млрд. рублей лишь в 2011 году – и при условии сохранения благоприятной конъюнктуры.
А такая конъюнктура есть. Кризис обнажил множество рисков, подстерегающих отечественного предпринимателя. По утверждению некоторых крупных бизнесменов, долгосрочное планирование перестало быть актуальным. Частично снять остроту проблемы позволяет страхование товаров, сделок, рисков – то, что делает ведение бизнеса более безопасным. В период, когда привлечение лучших кадров определяет благоприятную динамику развития больше других действий, важно обеспечение конкурентных преимуществ в этом отношении. Одним из эффективных рычагов воздействия служит медицинское страхование (корпоративное ДМС) – это львиная доля рынка ДМС, порядка 90 млрд. рублей. Несмотря на тяжелое материальное положение, даже в кризис немногие компании отказывались от бизнес страхования в сфере ДМС, понимая все последствия.
Эксперты предсказывают, что личное страхование и ОСАГО останутся самыми динамично развивающимися отраслями вплоть до 2011 года, и далее. Это логично, даже в такой сфере, как медицинское страхование. Корпоративное решение вопроса ДМС слишком сильно зависит от лояльности, а то, как легко компании избавляются от слишком дорогих кадров, показал кризис. Страхование гражданской ответственности организации и другие «малые» отрасли будут расти чуть медленнее – на 11% в год.