Рост популярности НМА на рынке оценки
Приходится признать, что сегодня рынок оценки переживает не лучшие времена. По сравнению с бурным ростом середины 2000-х гг., увеличение суммарного дохода участников рынка лишь на 5% в год – это стагнация. Многие оценщики в таких условиях стали прибегать к не рыночным способам конкуренции – в частности, демпингу.
Так, оценка стоимости бизнеса компании как услуга стала оцениваться в 15 – 20 тысяч рублей, что сопоставимо с гораздо менее затратной и трудоемкой оценкой стоимости земельного участка. Кроме того, важную роль стала играть коррупция – профессиональная оценка, даже если это оценка стоимости пакета акций, например, интересует государство, владеющее значительными активами. А наше государство, к сожалению, во многих экономических вопросах ведет себя небезупречно.
Тем не менее, остались и честные способы заработать. В частности, это оценка нематериальных активов – пожалуй, самый молодой, высокотехнологичный и трудоемкий вид оценки. Трудности связаны не только с тем, что отсутствует практика, но и с тем, что НМА вообще с трудом поддаются конвертированию их в какую-либо валюту. Например, сколько стоит тот или иной бренд? Исследования на эту тему проводятся с завидной регулярностью, однако методы используются разные, и разными получаются, соответственно, результаты. А ведь оценка стоимости пакета акций какого-нибудь производителя или, тем более, ритейлера не может обойтись без взвешенного, подробного анализа его бренда.
Рост популярности оценки НМА связан с тем, что на рынке появляется все больше компаний, для которых нематериальные активы являются основными, а значит, оценка ликвидационной стоимости компании – это, прежде всего, исследование ее НМА. Кроме того, и традиционные заказчики – например, финансовые институты – проявляют большую заинтересованность. Для них НМА – это и способ повысить капитализацию (иногда – очень существенно), и способ найти новые пути для бизнеса. Так что оценка стоимости нематериальных активов только начинает свое динамичное развитие на этом рынке.