Банки Индии стали доступнее для клиентов. Надолго ли?
Восточный пригород Мумбаи, небольшой киоск, в который выстроилась очередь. Первой в этой очереди стоит женщина, пришедшая чтобы открыть банковский счет. Этот киоск – один из бизнес-корреспондентов, местных агентов крупных банков, которые намерены выполнить программу правительства по увеличению охвата населения банковскими услугами. Женщина трудится домработницей, получая за это 2,5 тысячи рупий в месяц, ее муж – сторож. А счет ей нужен, чтобы откладывать деньги на образование детям. Людей в очереди много.
Для открытия счета клерк проверяет биометрические данные, снимая отпечатки пальцев с помощью специального устройства, связанного с его ноутбуком. После всех процедур он выдает женщине документы, свидетельствующие о том, что счет открыт. На самом деле вся процедура занимает минут 10.
Банки Индии – в каждую семью
Казалось бы, ну что такого особенного в открытии банковского счета? Но для того, чтобы подобные заведения появились в самых разных частях Индии, пришлось вмешаться правительству. Власти Индии обеспокоились тем, что бедному населению недоступны банковские услуги – все в рамках поиска прямых и надежных средств для поддержки доходов беднейших слоев населения. Одновременно это позволит правительству продвинуться по пути отказа от дорогостоящих субсидий, за счет которых выживали эти люди. В цифрах плана это выглядит так – 75 миллионов новых счетов за полгода, с августа по февраль.
Стоит сказать, что поставленный план был перевыполнен – всего за это время было открыто 120 миллионов банковских счетов. И индийский министр финансов получил полное право заявить, что почти каждая индийская семья теперь имеет доступ к банковским услугам. Правда, радоваться пока никто не спешит.
Негативный опыт есть
Дело в том, что подобный банковский бум уже был – в 2010 году. Тогда тоже было открыто много счетов, но большинство из них остались невостребованными и были закрыты. Отдельные эксперты всерьез опасаются, что текущий прогресс тоже будет сведен на нет из-за того, что банки захотят на новых клиентах заработать больше обычного.
Оптимисты утверждают, что в этот раз неиспользуемые банковские учетные записи тоже будут, но в гораздо меньшем количестве. И даже если 2/3 от открываемых счетов останутся невостребованными, на оставшиеся потекут дополнительно более 300 миллиардов рупий в виде трансфертных выплат и заработной платы.
Шанс на удачу
Владельцам используемых счетов обещают льготы. Например, бесплатное страхование от несчастного случая. Правда, для этого нужно использовать банковскую карту как минимум раз в 45 дней. Общественное мнение и ненавязчивое давление со стороны правительства таки сделали свое дело, убедив простых индийцев в том, что банковские услуги – не только для богатых. Что нужно время для того, чтобы выработать привычку экономить, но с чего-то нужно начинать, а банковский счет – это самое простое и лучшее решение.
Да, необязательно все пройдет гладко. Первоначальный успех этой банковской кампании был обусловлен влиянием правительства на общество, что и обусловило открытие дополнительных учетных записей. Была проведена большая работа по обработке потенциальных клиентов, исследования бизнес-корреспондентов, работающих в тех сельских районах, где не хватает банковских отделений.
Но вот какое дело – банки говорят, что на покрытие расходов они тратят не более процента от суммы каждого платежа. В то же время на самом деле на обслуживание каждого платежа требуется затратить 2-3%. И агенты совершенно справедливо ворчат, что на получение наличных от клиентов в отдаленных районах они несут затраты, которые окупаются не в полной мере и с запозданием.
Отчего же индийцы так не торопятся нести деньги на банковские счета? Причин тому две. Первая – необходимость оплачивать банковские услуги, что означает дополнительные расходы для и так небогатых людей. А вторая – инфляция, которая является для Индии постоянной проблемой. Правительство знает каковы причины инфляции, но пока в этой борьбе оно проигрывает.