Включат ли ЕС и Китай печатный станок для денег?
Пока дальнейшие действия ФРС сосредоточены на сокращении своих денежных инъекций (пусть и говорят, что окончательно они будут закрыты не раньше чем к концу года), центральные банки Китая и Европы только присматриваются к такому инструменту как количественное смягчение. Впрочем, ранее они вовсе напрочь отрицали даже саму вероятность такого интереса. Что изменилось? Призрак дефляции и замедление экономики.
Недостижимые цели
В то время, когда процентные ставки и без того уже опускаются до нуля или уже крайне низки, и дальнейшее их снижение невозможно либо нерационально, центральным банкам приходится обращаться к другим методам. Что мы видим сейчас в еврозоне? Текущую инфляцию, не превышающую 0,7% (в Германии и того меньше – 0,6%) при том, что для ЕЦБ целевым показателем было 2%. «Не дотягивают» до поставленных нормативов и в Китае – рост потребительских цен составил всего лишь 1,8%, а целью было 4%. Хуже того, по статистическим сводкам даже цены производителя начали снижаться – пока падение составило 2%, однако тенденция прослеживается уже давно.Может, обойдется?..
Словом, повод тревожиться есть и у ЕЦБ, и у Народного банка Китая. И, похоже, обе этих финансовых структуры намерены заняться покупкой таких активов как государственные облигации, то есть пойти по пути ФРС и Банка Англии. От ЕЦБ пока ожидают более решительных действий – его руководители соберутся уже на этой неделе и решение по поводу еще большего снижения ключевой ставки, скорее всего, таки будет принято. Народный банк Китая пока старается обойтись без радикальных мер – пока что он облегчает кредитование для небольших компаний и некоторых видов жилищных займов. Правда, когда все инструменты будут исчерпаны, необходимость количественного смягчения станет неотвратимой.Каждому - свое
Интересно, что хотя, говоря о количественном смягчении, ЕС и Китай ставят в один ряд, ситуация у них сильно отличается. ЕС ведь не является цельной структурой, а потому ко всем прочим проблемам присовокупится проблема выбора страны, чьи облигации будут приобретаться. Перед Китаем такой проблемы, конечно, не стоит. У него другие затруднения – согласно законодательству Поднебесной главная финансовая структура страны не может напрямую покупать или гарантировать погашение государственных облигаций или прочих долгов правительства.Так и получается, что одним махом волшебной палочки начать количественное смягчение ни в Евросоюзе, ни в Китае не получится. Впрочем, их центральные банки и без того сделали уже немало денежных вливаний, делая это в основном через подконтрольные структуры. Для ЕЦБ, к примеру, это были два раунда предоставления неограниченных дешевых кредитов банковским структурам. Народный банк Китая сокращал свои резервные требования – суммы средств, которые банкам приходилось откладывать «про запас» и которые нельзя было использовать.