Как вернуть навязанную банком страховку?
Многие заемщики, желая получить заветный кредит, соглашаются на любые условия. И лишь дома они узнают, что могли бы платить меньше, если бы отказались от страховки. Стоимость полиса увеличивает и размер ежемесячных платежей, и итоговую переплату. Как же отказаться от навязанной банком страховки?
Условия договора
Во-первых, следует внимательно прочитать условия договора, тарифы и страховой полис. Многие банки при отказе от страхования жизни и здоровья заемщика увеличивают ставку по кредиту. Поэтому в случае отказа сразу будет пересмотрен и график погашения, и сумма взносов, и переплата. Возможно, таким образом оформленный заем обойдется гражданину дороже, нежели кредит со страховкой.
Во-вторых, страховой полис начинает действовать во многих случаях с даты подписания. Тогда вернуть всю сумму, потраченную на его приобретение, не получится. Банк удержит с клиента часть денег за тот период времени, на протяжении которого договор страхования уже считался действительным. А если клиент одумался и желает отказаться от страховки еще до начала действия страхового полиса, деньги за него банк должен вернуть в полном объеме.
В-третьих, есть перечень страховок, которые обязательно должен оформить заемщик. Отказаться от них нельзя. Например, при ипотеке и автокредитовании в обязательном порядке страхуется залог. Только клиент вправе выбрать – сразу он оплатит полис или же включит его стоимость в кредит. Во втором случае будут увеличены и ежемесячные взносы, и итоговая переплата. Поэтому за обязательные виды страхования лучше расплачиваться наличными.
Что делать с "навязанной страховкой"?
А что делать, если банк навязал добровольное страхование, например, жизни и здоровья, титула или комплексное страхование автомобиля? Для отказа от полиса нужно написать заявление. На основании решения Центробанка от 20.11.2015 г. заемщик в течение пяти дней может составить письменное обращение и отнести его в офис банка. Желательно заявление печатать в двух экземплярах, чтобы на одном из них представитель банка проставил подпись и отметку о принятии.
В заявлении обязательно указывается адресат (наименование банк), причина отказа (неполное информирование клиента по условия договора), а также реквизиты карты или счета для перечисления денег. Сделать это нужно в пятидневный срок с момента подписания договора. Банк примет заявление и должен будет предоставить ответ за 14 дней.
Если же ответ будет отрицательным, можно обратиться к мировым судьям и предоставить все доказательства того, что страховка была навязана банком (это могут быть видео и аудиозаписи, оформленный дополнительным соглашением договор страхования, отсутствие в графике платежей отдельной колонки со страховыми взносами и т.д.). Банки в таких случаях обычно переводят деньги за навязанную страховку переводят сразу и в полном объеме.
Самым, пожалуй, спорным на сегодняшний день моментом в страховании кредитов является страхование ипотеки. В одном из наших обзоров об этом можно узнать подробнее.