Глобальная экономика: хорошо, плохо, отвратительно
На сегодня мировая экономика состоит из трех частей – хорошей, плохой и уродливой. Две из наиболее густонаселенных стран могут претендовать на «хорошую» часть. Северная Америка показывает более-менее стабильный рост, да и бизнес-инвестирование налаживается. А это важный фактор, на практике разрешающий спор о бюджетировании и секвестре, проведенном весной американским правительством. И теперь экономика заняла достаточно выигрышную позицию, которая обещает ровное красивое восстановление. Позитивные показатели показывает и Индия – ее промышленное производство уже который месяц растет.
На этом хорошая часть заканчивается
Плохую же по праву открывает Китай, после демонстрации спада в его огромном производственном секторе в августе. Компании в этом обвиняют ослабление внутреннего и внешнего спроса. Меж тем не стоит вычеркивать из списка причин и зачатки кризиса, вызванного потребительскими долгами и увеличением деловых расходов.Отвратительно
Переходим к еще менее оптимистичной части – той, которую на сегодня иначе как отвратительной не назовешь. Прискорбно, что это самая большая часть мировой экономики. Открывает ее Япония. Токио после увеличения НДС до 8% вполне ожидаемо переживает спад – вместо подъема ВВП в результате получили сокращение спроса.Еврозоне по-прежнему нечем похвастать. Производственная деятельность ее 18 членов все еще является скорее диссонансом, чем слаженной системой. И вслед за Нидерландами и Италией в пике замедления постепенно входит и Франция.
Глобальная экономика – заложница надежд инвесторов
Не секрет, что веяния глобальной экономики во многом определяют инвестиционные потоки. В Европе же инвесторы, благодаря которым пока сохраняет свою «плавучесть» фондовый рынок, основные ставки делают на ЕЦБ, который все готовится начать количественное смягчение. Или на Брюссель, которые может ослабить денежные ограничения для Парижа и Рима, что позволит им менее болезненно внедрять структурные реформы. Хотя в некоторых кругах поговаривают, что на самом деле Брюссель просто даст столицам достаточно денег, чтобы подкупить несогласные с этими реформами группы.Бескомпромиссность и безысходность
Ни у кого не вызывает сомнений, что еще немного – и ни один из тих методов не будет эффективным. И не последнюю роль в этом играет выступление против них германского министра финансов. Он категорически заявляет, что ЕЦБ уже исчерпал способы помочь региону единой валюты и впредь только правительства могут стимулировать рост. При этом никак нельзя допускать чрезмерных дефицитов.И в итоге Европе ничего не остается как опираться на немецкий фетиш фискального сокращения. Вот только этот метод работает лишь для небольших стран, окруженных быстрорастущими соседями. Что делать Франции, Италии или Великобритании – если они даже экспортируют друг в друга? И сокращение в одной стране неизбежно влияет на другие. Поэтому пока ситуация не меняется и остается отвратительной.