Встречная налоговая проверка: юридическая характеристика
Выездная налоговая проверка является основным инструментом налоговых органов по выявлению правонарушений. Часто данных полученных в ходе ее проведения бывает недостаточно для принятия окончательного решения. В таких случаях налоговые органы могут прибегнуть к одному из мероприятий налогового контроля – встречной проверке, то есть истребованию какой-либо документации у третьих лиц.
Понятие встречной проверки
Ранее в налоговом законодательстве Российской Федерации истребование документации, касающейся деятельности проверяемой организации, выделялось в отдельный вид контроля – встречную налоговую проверку. Сейчас данное понятие не получило своего закрепления в виде налоговой проверки и носит вспомогательный характер. Изменение статуса процедуры изъятия документации у контрагентов считается верным решением законодателя, так как любая встречная проверка не могла быть инициирована самостоятельно без предварительного назначения выездной проверки. В настоящий момент понятие «встречная проверка» отсутствует в налоговом кодексе, однако, для простоты восприятия информации мы будем его использовать в статье.Третьи лица во встречных проверках
Встречная проверка – это деятельность налоговых органов по изъятию у третьих лиц документов касающихся финансовой деятельности проверяемого налогоплательщика. Как правило, третьими лицами являются партнеры проверяемой компании, которые на протяжении проверяемого инспекцией отрезка времени, сотрудничали с налогоплательщиком. Однако, понятие третьих лиц охватывает более широкий список участников. Ими могут быть не только деловые партнеры фирмы, но и банки и иные государственные и муниципальные учреждения. Обычно встречная проверка организовывается налоговыми органами в качестве подспорья к проведению основных мероприятий налогового контроля на территории проверяемой компании. Проверив документацию, изъятую у контрагентов, сотрудники налоговой инспекции смогут выявить несоответствия в проведенных финансовых операциях. Истребованная у контрагентов документация в случае содержания налоговых нарушений, может лечь в основу доказательной базы.Основания истребования документации у контрагентов вне налоговой проверки
Статьей 93 Налогового кодекса РФ предусмотрено три варианта, при которых возможно истребование документации у третьих лиц:- истребовать документы у контрагентов может только должностное лицо, проводящее выездную налоговую проверку;
- истребование может проходить на основании решения руководителя налоговой инспекции;
- истребование может проходить вне налоговой проверки. Однако, для проведения такого мероприятия налогового контроля необходимо получение информации о возможном правонарушении по конкретной финансовой операции.