Велосипед в кредит - угроза для экономики страны
Кредиты – дело весьма полезное, особенно, если к использованию этого инструмента подойти ответственно. Банки, реагируя на спрос, постоянно увеличивают линейку кредитных продуктов. А люди все больше приобретают за кредитные деньги не только то, что им необходимо, но и предметы роскоши. Сначала это было более дорогое жилье – и «джамбо-ипотека» в крупных размерах. Потом – специальные программы для элитных авто. А теперь вот в Британии наступил бум кредитов, которые люди оформляют на покупку… велосипедов.
Что потребителю польза, то экономике вред
Бытует мнение, что велосипедист – это бесполезный для экономики человек. Велосипед, мол, стоит дешево и не относится к статусным предметам. А значит, его владелец не будет стремиться приобретать все более новые модели. Обслуживание велосипеда не требует отдельных СТО, а значит, не будет новых рабочих мест. К тому же велосипедист много двигается и меньше болеет. Такое отношение к любителям велосипедной езды было справедливым достаточно долго. Теперь все меняется, и, похоже, что даже этот вид транспорта может работать на благо экономики.
Мечта, ради которой можно пойти и на кредит
В Великобритании сейчас около 40 тысяч активных велосипедистов. И многие из них просто мечтают о новеньком Пинарелло – прекрасном и очень дорогом велосипеде. 12 тысяч фунтов – вот та цена, за которую можно стать его владельцем. Такие суммы не каждому по карману, но чего не сделаешь ради исполнения мечты. Тем более, что банки готовы кредитовать такие покупки.
Но что сулит экономике страны новый кредитный бум? Действительно ли пессимисты-эксперты правы, говоря о том, что дорогостоящие карбоновые велосипеды могут стать причиной нового кредитного пузыря и поставить под угрозу экономическое восстановление страны.
Велосипед в кредит ради статуса
Компания Ллойдс не поленилась провести опрос, который показал вероятность негативного сценария. Из 3 тысяч опрошенных каждый пятый признался в наличии у него потребительского кредита. При этом четверть таких кредитов была оформлена на покупку автомобиля или велосипеда.
Да, банкам все это нравится, ведь популярность дорогих гоночных велосипедов является потенциальной причиной роста потребительских кредитов. А ведь только недавно МВФ предупреждал, что зависимость домохозяйств от подобных кредитов и кредитных карт угрожает экономике страны.
Интересно, что особой популярностью велоспорт в Великобритании до сих пор не пользовался - 40 тысяч активно занимающихся этим видом спорта, это всегда был максимум. А теперь вот в спортивных клубах зарегистрировалось более 100 тысяч велосипедистов. Спрос на экологически чистый вид транспорта превышает предложение, нагрузка на транспортные сети уменьшается – тут бы радоваться.
Но стремление к здоровому образу жизни превратилось в решение статусных вопросов. Обычно этим болеют мужчины среднего возраста, которые готовы дорого платить за товар определенных компаний. Причем здесь кризис?
Бесполезная покупка
Новенький велосипед от Пинарелло в Великобритании стоит примерно 12 тысяч фунтов. При этом, его ликвидная стоимость снижается уже через несколько поездок. А это значит, что причислить такой велосипед к активам, невозможно. Равно как и сделать его залогом по кредиту. А значит, мы говорим о необеспеченных высокорискованных продуктах. Тех самых, которые при первых признаках кризиса, превращаются в проблему.
Дорогие велосипеды есть и в России – тот же Пинарелло в нашей стране стоит от 750 тысяч рублей. Правда, кредитовать подобные покупки банки не торопятся. Помимо автомобилей они готовы позволить своим клиентам разве что купить мотоцикл в кредит.