Размер процентных ставок – не выход, а ловушка?
ЕЦБ открывает новые горизонты – на сегодня он является первой центральной финансовой структурой, которая приняла процентную ставку на уровне ниже нуля. Иначе как актом отчаяния такой шаг назвать нельзя. С другой стороны – спустя 6 лет после краха Lehman Brothers Европа (как обычно слегка запоздало) пытается решить одновременно две беды – дефляцию и экономическую рецессию. И все это – на фоне политического паралича, который только усугубляет положение еврозоны.
Сложность прогнозов
О прогнозах пока говорить не приходится. Дания и Швеция уже экспериментировали с отрицательными номинальными ставками, однако разница между нулем и -0,1% настолько незначительна, что кажется даже слегка неуместной. А потому предсказать какое значение помимо символичного такой шаг будет иметь для еврозоны, достаточно сложно. Даже если отрицательная ставка и будет сопровождаться другими мерами, которые ЕЦБ принял, чтобы облегчить условия кредитования.Впрочем, есть один фактор, на который отрицательная ставка однозначно повлияет. При таком показателе банкам фактически придется еще и доплачивать за возможность «парковать» свои деньги в Центральном банке. Прибыли не просто нет – такое размещение средств изначально будет убыточным.
Былого роста не будет
Что ж, пока Европа готовится к дальнейшим сокращениям, Британия и США намерены двигаться в обратном направлении. После того, как ключевые ставки почти 5 лет находились на очень близком к нулю уровне, Банк Англии начал подумывать о том, что их уже можно понемногу повышать. Впрочем, делать он это ранее, чем в конце года, пока не собирается. Американская ФРС тоже потихоньку снижает темпы работы печатного станка – ожидается, что она тоже в конечном итоге поднимет ставку. Нет, о сколько-нибудь заметных подвижках пока речь не идет – и ФРС, Банк Англии повышать ставки будут очень осторожно, и аналитики утверждают, что в обозримом будущем не стоит ожидать их возвращения на докризисные позиции, когда они составляли до 5%.Принцип Тейлора
Интересно, что до кризиса ставки тоже не устанавливались «с потолка» - тогда действовал так называемый принцип Тейлора. Он помимо прочего предусматривал, что на каждый процентный пункт роста инфляции Центральный банк вполне мог ответить ростом ставки на 1%. Но никак не более. Последовательно применяемое, такое правило приводило к относительно высокой степени справедливости установленных ставок. Стоит ли говорить, что все подобные правила перестали действовать как только грянул кризис. Впрочем, только благодаря тому, что многие банки отбросили традиционный подход достаточно быстро, им удалось предотвратить в своих странах повторение Великой депрессии.Размер процентные ставок и настроения на рынках
Правда, у нетрадиционной денежной политики количественного смягчения, которая подразумевает включение печатного станка для денег, есть серьезный недостаток. Как только страны хотят положить этому конец, тут же оказывается, что сделать это без нанесения серьезного ущерба для экономики, достаточно сложно. Достаточно вспомнить ту истерику, которая началась на финансовых рынках, как только глава ФРС лишь объявил о скором начале сворачивания программы. Рынки настраиваются на поток дешевых денег в большом количестве, и настраиваются надолго, и попытки такие потоки прекратить вполне могут нарушить процесс восстановления.Нет ничего плохого в росте цен на активы как таковом. Особенно, если он подкреплен фундаментальным экономическими показателями - тогда его вполне можно приветствовать и считать оправданным. Впрочем, сегодня многие инвесторы, похоже, потеряли связь с реальностью – ничем иным не объяснить тесные тандемы облигаций с ценами на акции. Вот только динамика стоимости этих бумаг по умолчанию всегда обратно пропорциональна – если акции дорожают, указывая на восстановление экономики, то доходность облигаций однозначно будет падать. К тому же это же противоречие указывает и не неизбирательный характер поиска выхода.