Бюджет фирмы как залог ее успеха
Каждый успешный бизнес нуждается в бюджете и это аксиома. Без планирования, наличия в обороте определенных средств успех просто невозможен. вне зависимости от того, о какого размера бизнесе идет речь. Меж тем многие, вооруженные прекрасной идеей предприниматели зачастую о деньгах-то и забывают, особенно это верно по отношению к стартапам. Меж тем вопросом создания бюджета – не налоговой и бухгалтерской отчетности, а именно бюджета вашей фирмы, следует обеспокоиться серьезно.
Правильный выбор
Если задаться такой целью и выяснить на что опираются те предприниматели, которые уже добились успеха, скорее всего вы выясните, что они используют в своем бюджетировании самые разные инструменты – от сложных бухгалтерских программ, до таблиц в Excel, а то и вовсе ручки и бумаги. Все будет зависеть от того, что вы выберете, однако в большей степени сложность вашего инструмента будет зависеть от размеров вашего бизнеса. Так, если у вас работает пока только пара человек, да и то один из них вы, нет смысла сразу разоряться на дорогую лицензионную программу. В то же время при большом обороте ручкой и бумагой уже точно не обойтись, да и бухгалтер уже потребуется не приходящий (а то и не один).
Делу – время
О бухгалтере стоит сказать отдельно, его присутствие – частичное или полное – в вашем бизнесе потребуется непременно, кто-то же должен будет сдавать вашу регулярную отчетность в соответствующие службы. Правда, если бизнес ваш пока маленький и бухгалтер – «приходящий», то большинство финансовых расчетов и планов вам придется делать самостоятельно. И здесь стоит отнестись к процессу ответственно. Начните с того, чтобы выделить для него время, ведь вам придется решать очень серьезные вопросы – оценка выручки, качества дебиторской и кредиторской задолженностей, планы на будущее – все это требует точности, регулярного мониторинга рынка в целом и ваших конкурентов и пр. Потом, когда ваш бизнес станет большим и солидным, для подобных вещей вы наймете специалистов, а в начале…
Постоянный контроль
Думаете, бухгалтерия это скучно? Возможно, зато очень наглядно. Вы уже строили планы на бумаге… скажем, на месяц? А теперь возьмите ту самую бумагу и в соседнем столбике напишите новые цифры – только уже фактические. Порой те, кто никогда об этом не задумывался и никогда такого не делал, сопоставив свои планы с тем, «что получилось», сильно удивляются. Да и как понять насколько правилен выбранный вами путь развития бизнеса, если вы не видите разницы между ожидаемым и получаемым по факту. Делать такой анализ вы можете с какой вам вздумается периодичностью, однако финансисты говорят, что оптимальным является ежеквартальное сопоставление.
Бюджет фирмы зависит от самой фирмы
По мере того как будет расти ваш бизнес (а он непременно будет расти, ведь постоянно контролируя его и рынок, вы сможете адекватно и своевременно реагировать на все негативные изменения), вам нужно будет менять свой процесс бюджетирования. Он станет более сложным, возрастут расходы, количество контрагентов, будет расти штат, появятся задолженности, которые тоже нужно будет контролировать. Конечно, с расширением штата многие финансовые вопросы за вас будет решать тот, кто получил специальное образование и имеет соответствующий опыт, однако это не значит, что вы отстранитесь от бюджетирования – просто цифры будут другими.