Handelsbanken – верность традициям
Андерс Боуин является руководителем одного из самых успешных банков - о котором, впрочем, в нашей стране немногие слышали. В своей работе и Боуин, и его банк просто опровергают все те предубеждения, которые царят сегодня в банковском секторе. Начнем с того, что этот исполнительный директор группы Handelsbanken в Великобритании не получает годовых бонусов. К тому же его банк никогда не был оштрафован за то, что предлагает несуществующие продукты – потому, что таких продуктов у него нет. И в отличие от многих боссов «высокого полета», которые в большей степени руководствуются скоротечными вариантами, чем корпоративной лояльностью, г-н Боуин работает в своем шведском банке уже 28 лет.
Экзотическая фигура
Отец нынешнего главы Handelsbanken был почетным консулом Швеции в Родезии – тогда эта страна называлась еще Зимбабве, и руководителем асбестовой шахты. Потому первыми воспоминаниями Андерса Боуина были воспоминания о саванне и асбесте. Правда, в 1968 году все резко изменилось – семья переехала в Швецию, и контраст между жестким формализмом Родезии и либерализмом европейских 60-х потряс будущего банкира. Впрочем, потряс в хорошую сторону, хотя мальчик и был достаточно экзотическим для своей среды – он даже не говорил по-шведски, хотя учился быстро. В процессе обучения долго определялся с выбором – сначала хотел быть дипломатом, однако потом понял, что ему более интересен бизнес и макроэкономика. В результате была получена степень по экономике в Университете Лунд, а также два года Боуинн провел во Франции – в Сорбонне и Университете Монпелье.
Handelsbanken – это волнующе скучно
Хандельсбанкен стал первой компанией в резюме Боуина, которое было открыто в 1985 году. На этом этапе начинающий банкир понятия не имел о том, какая у этого банка была бизнес-модель, но очень хотел, чтобы они предложили ему работу. Никаких планов в отношении Хандельсбанкен Боуин, разумеется, не строил, однако как назло политика банка полностью совпала с его взглядами. Это теперь «долгосрочность», философия децентрализации (филиал это сам банк, только маленький) кажутся чем-то фантастическим. Крупные банки потому и стали основными виновниками глобального долгового кризиса, что ввязались в масштабные сделки с рискованными
облигациями, «покрытыми» ипотекой. Критики даже окрестили их банками-казино. А вот Хандельсбанкен продолжает оставаться «над» всем этим, его балансы и поныне достаточно сильны, чтобы заставить европейских банковский регуляторов мурлыкать от восторга. Даже один из его институциональных акционеров описывает банк как «волнующе скучный».
Никакого маркетинга
Г-н Боуин утверждает, что успех группы (за первые 9 месяцев минувшего года чистая прибыль составила 1 миллиард фунтов стерлингов) полностью зависит от веры в банк, качественного обслуживания клиентов и местничества. Директорам филиалов достаточно доверяют, чтобы они могли принимать взвешенные кредитные и инвестиционные решения в отношении своих клиентов. Г-н Боуин говорит, что работа в филиальной сети является лучшим из того, что он когда-либо делал. И все ради того, чтобы клиенты были довольны. Такое локальное расширение прав и возможностей кажется антитезой современной автоматизации банкинга – однако оно и стало основой философии Handelsbanken, философии, которую банку предложил бывший руководитель Ян Валландер еще в 1970 году. Он убедил акционеров в том, что это в их долгосрочных интересах позволить банку расти органически, используя для финансирования новых рабочих филиалов собственную прибыль, а не долговые средства. И маркетинг банка почти на нуле, г-н Боуин говорит, что его клиентам не настолько важна возможность читать название своего банка на футболках или на боку автобуса. Зато такое отсутствие маркетинга держит накладные расходы низкими, а доходность капитала – растущей.