Наступит ли когда-нибудь жизнь без долгов?
Кто из нас не мечтает? Только мечты у всех разные – кто-то хочет просто небольших перемен в своей жизни, а кто-то мыслит глобально, в мировых масштабах. Например, о мире с большей степенью справедливости. Или о мире, где нет долгов. Лето – пора особая, когда проще всего дать свободу своей фантазии. Однако и от реальности никуда не деется – в этом месяце исполняется пятая годовщина банкротства Lehman Brothers, того самого события, с которого начал формироваться снежный ком долгового. А затем и экономического кризиса.
И вот – все большую силу набирают регуляторы, и все больше они диктуют банкам как им жить. Причем все больше претензий регуляторы предъявляют к магическим числам соотношения банковских капиталов. Хотя, возможно, стоит задуматься о том, почему современная финансовая система полагается только на долги, ведь кредиты и облигации по-прежнему плохо проработаны для того, чтобы выполнять свою основную экономическую цель – инвестирование. Кого-то такие заверения могут шокировать, ведь процентный долг в наше время считается абсолютно нормальным, даже финансовая теория рассматривает беспрекословно безрисковый долг как стандартный свой инструмент. Даже вкладчики обычно сравнивают свои инвестиции с таким стандартом – безопасные банковские счета, которые оплачивает устойчивая процентная ставка. Однако если хорошо поразмыслить, то реальный сектор экономики четко демонстрирует, что типичное расположение долгов в финансовой иерархии является скорее пережитком. Кредиты сейчас все дальше от экономической реальности и тем, кто начинает сейчас, совсем не стоит полагаться на такие жесткие инструменты для финансирования инвестиций.
Что ж, сначала, наверное, стоит вспомнить, что займы имеют расхождения в сроках погашения, а они по сути – те же деньги, которые временно инвестировали банку вкладчики. И ведь эти деньги могут в любой момент из банков уйти – стоит вкладчикам это пожелать. Конечно, уже выданные кредиты могут тянуться бесконечно, что-то будет преобразовано в кредитные линии, что-то – рефинансировано. Однако никто не построил завода кредитных финансов, а значит, в один прекрасный день кредиты могут перестать выдавать, так как выдавать будет нечего. Еще одна проблема – заранее фиксированные ставка. Когда все стороны (вкладчики, банки, заемщики) договариваются о плавающих ставках, то они получают возможность регулярно делать поправку на инфляцию. На практике же кому-то приходится излишне рисковать.
Однако главной проблемой, наверное, является все-таки экономическое несоответствие – процентные платежи по кредитам изменяются куда в меньшей степени, чем денежные потоки заемщиков, а любые временные трудности заставляют компании экономить на инвестициях. Каждая проблема требует своего решения. И банки просто обязаны иметь возможность покрывать потери от дефолтов. Что они делают? Компенсируют риски процентными ставками, для величины которых у кредиторов имеется собственная шкала. Если и это не помогло, в дело вступит другая иерархия, которая примет на себя удар – первыми будут акционеры, за ними – держатели субординированного долга. Впрочем, в большинстве стран, когда убытки банков действительно велики, на помощь спешит правительство.