Кому выгодна финансовая грамотность россиян?
Когда говорят о кредитовании, нередко можно услышать сетования от банкиров, что мол, финансовая грамотность населения оставляет желать лучшего. И если бы она была на уровень выше, многих проблем при кредитовании можно было бы избежать. Если ранее этот термин касался в основном тех, кто вращался в сфере финансов, то сегодня приходится констатировать необходимость наличия определенных знаний для каждого россиянина. Хотя бы для того, чтобы не наступать каждый раз на они и те же финансовые «грабли».
Что дает финансовая грамотность?
В первую очередь высокий уровень финансовой грамотности населения влияет на развитие соответствующих рынков, способствует возникновению новых, более сложных финансовых процессов и инструментов. Более того, финансово грамотный человек способен вполне самостоятельно оценить риски и доходность того или иного финансового продукта (к каковым относятся и разного вида кредиты), он в состоянии сравнить предлагаемые варианты и, основываясь на собственных потребностях, выбрать подходящий вариант. Человек, который разбирается в сути вопроса, может адекватно оценить получаемую информацию, умеет дать адекватную оценку происходящему в экономике. Банки же, видя стремление финансово грамотных потребителей к поиску новых продуктов для удовлетворения своих индивидуальных потребностей, начинают разрабатывать и внедрять уникальные предложения и инновационные инструменты.
В разрезе
При этом для того, чтобы быть финансово грамотным, не обязательно вызубривать тома, наполненные экономическими терминами. Достаточно уметь правильно выбирать, получать нужную для того или иного случая информацию и правильно ее использовать, управляя средствами. Финансовая грамотность предоставляет и финансовую защищенность, ведь в случае, если нарушаются ваши права, вы будете точно знать в какой форме нужно подать жалобу, а главное, в какую инстанцию ее подать. Если же рассмотреть финансовую грамотность населения в отношении к экономическим процессам страны, то здесь зависимость и вовсе прямая. Так, малейшие экономические неурядицы повергали прямо-таки в панику народные массы, которые столь же массово изымали свои депозитные вклады или – в зависимости от ситуации – оформляли огромных сумм займы, приобретали или продавали
ценные бумаги и пр. В результате небольшие экономические неурядицы оборачивались огромными кризисами. В качестве примера достаточно вспомнить 2008 год, когда под воздействием панических настроений СМИ, россияне бросились массово требовать у банков возврата своих депозитов - результатом стали дефицит средств в кредитных организациях, широкомасштабные сокращения банковских штатов и банкротство.
Банки только «за»
Если вернуться к вопросу кредитования, то здесь финансовая грамотность выгодна не только заемщикам, которые уверены, что банки постоянно норовят их обмануть, но и самим кредитным структурам. Кто уже хотя бы раз обращался к ним за займом, знают, что почти всегда процесс этот требует немалого времени, которое расходуется на объяснения, разъяснения, уточнения и прочие организационные моменты. Банки же были бы только «за», если б клиенты, которые к ним приходят, уже обладали хотя бы минимум информации, что свело бы процесс консалтинга к минимуму, причем касались бы разъяснения сугубо специфических отличий того или иного продукта, а не его общих характеристик. Соответственно, в банковских отделениях существенно уменьшились бы очереди, а сами консультанты успевали бы обслужить куда большее количество посетителей. Что в целом означало бы увеличение прибылей банка, зарплат его сотрудникам и их карьерный рост. К слову, чтобы хоть немного посодействовать росту финансовой грамотности населения, многие банки на своих интернет-ресурсах размещают немало справочных материалов, содержащих не только общую информацию о продуктах, но и «стартовые» знания о процессах кредитования в целом.