Долги Греции: не все так однозначно
Это было неизбежно – новое греческое правительство хочет избавиться от суверенных долгов, одну часть реструктуризировать, а вторую попросту списать. Вот только другие страны еврозоны, выступающие кредиторами по большей части этих долгов, совсем не хотят такого развития событий. Переговоры, конечно, начаты – и вроде как даже найдено решение. Но оно несколько половинчато, ведь ни одна из сторон не готова отступить в ущерб себе. Обыватели же, наблюдающие за развитием событий, вынуждены довольствоваться теми безапелляционными заявлениями, которые им преподносятся как истина, забывая о том, что в политике, да и в экономике, всегда имеются полутона.
Никаких переговоров с тройкой
С чего началась политическая карьера новых министров Греции? С заявлений, что они вообще не будут сотрудничать с представителями кредиторов, именуемых «тройкой». Заявления достаточно взрывоопасные, позволяющие смело предположить, что Греция сознательно делает шаг в сторону двери, ведущей из еврозоны.
Правда, несколько позже оказалось, что столь громкие заявления означали всего лишь демонтаж тройки, которая слишком скрупулезно следила за реализацией всего того, на что указывали кредиторы. Сотрудничество с кредиторами останется, хотя тройка будет действительно распущена, так как сотрудничество это пойдет в новом ключе. Ведь программа спасения не работает, это уже доказано.
Никаких ослаблений
С другой стороны баррикад финский премьер заявляет – изначальный принцип общения с Греций будет заключаться в том, что больше не будет никаких поблажек по долгам. Правда, уже следующей фразой он сам себе противоречит, говоря, что они готовы обсуждать программы увеличения сроков кредитования, а, возможно, и пересмотра условий кредитования.
Но ведь если кредиторы раздумывают о снижении процентной ставки по уже имеющемуся кредиту, или о продлении срока погашения, это будет таким же ослаблением долгового бремени, как если бы они списали часть долгов.
Долги Греции неустойчивы
Долги стран меряют в соотношении к ВВП, и таким образом греческие долги действительно больше, чем у большинства стран валютного блока. Но при этом возвращает их Греция под самый низкий процент, и будет это делать дольше, чем остальные.
Страны еврозоны рассчитывают свои долги так, как это им диктует Маастрихский договор. То бишь, как будто возвращать им эти долги нужно немедленно. При текущем положении дела у Греции действительно плохи, так как долги Греции превышают ее годовой ВВП на 75%. А по тому самому договору долг страны не может превышать ее ВВП более чем в 60%.
Но ведь возвращать Греция свои долги будет долгое время. И если пересчитать их на новые сроки, получится все по договору. А значит, и здесь нет однозначности.
Еврозона устоит
Все зависит от того, что вкладывать в слово «устоит». Да, валютный блок сегодня находится в лучшем финансовом положении, чем в 2008 году. Теперь у него имеется резервный фонд, и центральный банк вот-вот приступит к программе количественного смягчения. И даже несмотря на то, что доходность по суверенным греческим долгам в последнее время сильно выросла, на стоимости долговых обязательств ее соседей это никак не отразилось. Так что, получается, Греция действительно может уходить?
И здесь не все так однозначно. «Развод» с Грецией для еврозоны является и угрозой экзистенциальной, то бишь психологической. Ведь тогда членство в валютном блоке перестанет быть безвозвратным. Последствия, которые будут в политическом или дипломатическом секторах предсказать практически невозможно.
Скажется это на Греции положительно или отрицательно? Возникнут ли в еврозоне новые блоки против санкций и против евро? Пойдет ли освободившаяся от Европы Греция на альянс с Россией? Что будет делать Брюссель? Как видите, вопросов много – и все они не подразумевают однозначных ответов.
И отдельно здесь стоило бы вынести вопрос роста евроскептицизма, а то и полноценного отрицания единства Европы. Результаты последних выборов в Венгрии, Австрии, Германии да и в Европарламент показали, что уже «повзрослели» политические силы, готовые превратить политический и валютный блок обратно в соседствующие по Европе государства, со своей валютой, законами и пр.