Когда наступит восстановление в современной мировой экономике?
Когда же глобальная экономика восстановится? Когда она не просто пойдет на поправку, но и станет в устойчивое положение? Аналитики говорят, что все предпосылки для этого есть – даже МВФ решил продемонстрировать оптимизм, пообещав глобальной экономике рост почти в 4%. При этом из европейских государств лучше всего себя чувствует Великобритания, которая растет пока куда быстрее, чем ее товарки по ЕС.
Потерянного не вернуть, догнать бы прошлые показатели
И вот в той же Великобритании ожидают, что ВВП восстановится и достигнет докризисного уровня. Правда, потенциальный рост последней «пятилетки» уже безвозвратно утерян, а реальные доходы упали. Остается прежней и безработица, да и зарплаты работающих пока отстают от роста цен. Потому восстановление пока не ощущается.И люди по-прежнему не занимают деньги. Наличные превратились в психологическую проблему – если бы затруднения были бы чисто техническими, соискатели заемных средств нашли бы альтернативу. Пока же наличное кредитование фактически замерло, оказавшись невостребованным.
Свою роль в современной мировой экономике США таки сыграли
И снова все уткнулось в зависимость от США. Даже всеобщий крах начался с лопнувших субстандартных («облегченных») ипотечных кредитов. Чтобы купировать ситуацию и не допустить дефолта в стране, а заодно и предотвратить появление второй Великой депрессии, ФРС начала «вливать» в экономику обильные наличные массы, одновременно постепенно снизив ставку до 0,25%.Прошло 5 лет – и та же ФРС посчитала, что сделала для экономики, что могла. Сворачиваются понемногу инъекционные финансовые программы. Однако безработица на прежнем уровне - и статистика, сухо подсчитывающая количество безработных, в данном случае оказалась необъективной. А потому хотя наличные вливания и будут сокращены, ставки останутся неизменными какое-то время. Так выздоровели ли экономики?
Вернемся в Европу
На самом деле кризис евро стал не более чем вторым витком глобального краха, который из финансово-банковского трансформировался в кризис суверенных долгов. Волна от мирового финансового кризиса, перебравшись через Атлантику, потрясла самое основы единой валюты. И теперь остро встали вопросы о том, насколько стабильна эта самая валюта.Может ли валютный союз существовать без союза финансового? Нужен ли банковский союз взаимосвязанным рынкам? И если у нескольких государств имеются общие денежные, банковские или финансовые дела, обязательно ли им заключать союз политический? И на этом фоне самый главный вопрос – как генерировать рост для европейской периферии?
Великобритании и так плохо, и эдак нехорошо
В единой валютной зоне сейчас «на рост» работает, похоже, одна Германия, от нее отстает даже Франция. О таких странах как Греция и Португалия даже речь не идет – они не просто не могут конкурировать с немцами, пока что трудно понять даже как заставить их устойчиво расти. И здесь уместно снова вспомнить о Великобритании, для которой все беды еврозоны – как ее личные беды. В какой-то степени так оно и есть – континентальная часть ЕС является крупнейшим экспортным рынком туманного Альбиона.К тому же последовав примеру ФРС, Банк Англии также начал пополнять финансовый рынок деньгами и практиковать снижение ставок – правда, его минимум оказался показатель в полпроцента. Однако хватило и этого – низкие ставки стали аналогом топлива для процесса заимствования, и рынок оживился. Уровни задолженностей домохозяйств сейчас ничуть не меньше, чем были до кризиса. Во многом это произошло с подачи правительства, которое начало реализовывать специальную программу, призванную помочь купить в кредит жилье тем, кто делает это впервые.