Финансовые услуги в 21 веке: когда условия диктуют молодые
Нынешнее поколение «миллениумов» является, наверное, первым, чей разрыв с поколением родителей настолько велик. За несколько десятилетий технологии шагнули так далеко, что подчас кажется: между вступившими во взрослую жизнь молодыми людьми и теми, кто старше их на 2-3 десятилетия, нет ничего общего кроме семейных уз. Они выросли в других условиях и они же диктуют окружающему миру свои предпочтения и желания. И тем, кто хочет остаться на плаву, от производителей до банкиров, приходится учитывать это. Чем же отличаются молодые пользователи финансовых услуг от людей старшего возраста?
Банковское дело в эпоху цифровых технологий
Веками работа банкиров почти не менялась, а основной проблемой было наличие помещения понадежнее для хранения наличных денег и ценных бумаг. Сначала к их услугам прибегали только купцы, затем - представители бизнеса, а потом и представители власти. Частные лица начали обращаться в банки буквально полтора столетия назад, но массовым такое изменение назвать было трудно. Деньги хранились, как правило, дома, одалживались люди друг у друга либо у ростовщиков, что устраивало многих. Ситуация начала меняться с началом прошлого века, однако для банкиров это означало лишь то, что теперь они могут больше зарабатывать, и что им придется открывать больше офисов, нанимать больше рабочих. Так прошло еще столетие, в течении которого сформировались большинство услуг, предоставляемых банками.
И вот за последние годы те самые традиционные услуги в их прежнем виде новому поколению стали неинтересны. Так, все больше молодых людей при выборе банка обращает внимание не только на ставки, но и на возможности удаленного доступа к деньгам, уровень «виртуализации» этого банка. Нет широкой сети банкоматов и возможности мобильных платежей, плохо настроен функционал личного кабинета на сайте банка? Вряд ли такая финансовая организация будет пользоваться особой любовью со стороны молодежи.
Не все новое - старое
Мало того, что банки с трудом поспевают за изменяющимися вкусами своих клиентов, так их еще и теснят конкуренты, которые не ограничены традиционным мышлением и узкими рамками законов. Всевозможные нетрадиционные финансовые стартапы постоянно изменяются и развиваются, и в целом сегмент увеличивается в геометрической прогрессии. Молодежь легче принимает новое, особенно, если оно соответствует их образу жизни и готово меняться с ними. Стартапы дают им все это - мобильность, доступность, удобство. А вот люди старшего возраста неохотно меняют привычный банковский офис на виртуальный.
Меняются и сами финансовые услуги
Перемены постигли весь рынок финансовых услуг. Появились услуги совершенно новые, причем порой не вытесняя традиционные, а просто заполняя те участки, где традиционного банкинга не было вовсе. Взять хотя бы сектор мобильных платежей. Кроме того, что это очень удобно и почти всегда более дешево, в странах третьего мира это - единственный способ безналичной оплаты. В такие страны традиционные банки, привыкшие много зарабатывать на своих клиентах, приходить не хотят. Зато там активно развиваются мобильные финансовые приложения.
Перемены постигли и кредитный сектор. Так, все больше молодых интересуются онлайн-кредитами. Краткосрочные займы посредством платежных систем или на Р2Р-площадках привлекают все больше и больше людей. Появились даже исключительно виртуальные кредиторы, которые, благодаря отсутствию необходимости платить за аренду офисов или оплачивать зарплату многочисленным клеркам, снижают цены на свои услуги и более чем успешно конкурируют с розничными банками. При этом они активно присутствуют в социальных сетях, что только добавляет им популярности.