Европейский центральный банк получит большие возможности
Федеральный Конституционный суд Германии все никак не может решить, на кого же возложить ответственность на случай, если придется решать, справляется ли Европейский центральный банк со своей работой. Вопрос поставлен правильно – а вот окончательный ответ зависит от Европейского суда. Этот орган ответственен за толкование всех договоров Европейского союза. И теперь без проволочек он обязан принять верное решение, и продемонстрировать широкий, прагматичный взгляд на полномочия ЕЦБ.
Вправе ли ЕЦБ?..
Проблемой для суда стала способность ЕЦБ скупать государственные долги, чтобы поддержать финансовую стабильность и экономическую деятельность той или иной страны. В Европе сейчас краткосрочные процентные ставки близятся к нулю, да и дефляция как грозовая туча надвигается все ближе. И программа покупки активов превращается из просто инструмента, доступного центральному банку, в насущную потребность.
Проблема, правда, в том, что договора, благодаря которым «родилось» евро и образовалась зона единой валюты, никак не предусматривали такой ситуации, а потому в них нет конкретных ответов на вопрос - может ли ЕЦБ использовать такой финансовый инструмент, и если может, то как и в каком объеме. Впрочем, сам механизм уже получил свое имя – «срочные валютные операции» (Outright Monetary Transactions).
Риски
О договорах вспомнили тогда, когда правительства воочию увидели инфляционное финансирование дефицита бюджета, а точнее – его опасность. Сегодня имеются куда большие риски – что происходящее по умолчанию пройдет каскадом через всю финансовую систему Европы, а денежная политика нынче беспомощна, так как процентные ставки уже практически равны нулю.
Оговорки
В то же время ЕЦБ запретили кредитовать непосредственно правительства, зато скупать государственные долги на вторичных рынках можно. Механизм тех самых «срочных операций» вполне может сработать. Правда, сначала суд должен уточнить как правильно это сделать, а заодно отклонить рекомендации Конституционного суда Германии, который норовит то вовсе запретить ОМТ, то наложить на них крайне строгие ограничения.
Главное – вовремя пообещать…
Outright Monetary Transactions уже давно не новость. Все началось еще летом 2012 года, когда инвесторы полагали, что Греция может «развернуться и уйти», в результате чего система
евровалюты развалится как карточный домик. При этом правительства либо не хотели, либо не могли действовать – и Марио Драги пришлось объявить о возможности «срочных» мер, о запуске программы ОМТ, то есть о своем обещании вмешаться, если возникнет такая необходимость. Правда, до сих пор такой необходимости, похоже, не возникало – зато сама вероятность вступления ЕЦБ в бой позволила банку удерживать относительную стабильность в еврозоне.
…и выполнить в срок
Все бы ничего – но проблемы могут вернуться снова, как только инвесторы посчитают, что ЕЦБ не будет делать «все, что нужно» во имя поддержки евро. А потому руководству банка приходится утверждать, что все в силе – ничего, что Европейский суд по поводу ОМТ еще ничего не решил. А ведь и банку, и правительствам нужно еще будет удостовериться в правовой подоплеке программы. К тому же ОМТ не фокусируется на финансовой устойчивости, избежание дефляции является не менее важным. А значит, большие, смелые формы количественного смягчения скоро будут востребованными. А потому Outright Monetary Transactions должны стать для ЕЦБ доступными.