Неравенство в глобальных масштабах
На минувшей неделе американский президент снова «давал речь» о неравенстве, пытаясь тем самым стимулировать национальные дебаты по поводу растущего разрыва между американскими богачами и американскими же бедняками. Казалось бы с 1979 года производительность США увеличилась почти вдвое, а вот доход среднестатистической семьи вырос едва ли на 8%. Хуже того, неравенство между поколениями и вовсе огромно. Как заметил президент, у ребенка, родившегося в уже богатой семье, шансы достичь такого же результата – 2 к 3. Перспективы у детей людей небогатых куда более мрачны, из таких семей к вершинам добирается 1 из 20. Впрочем, все эти проблемы актуальны и за пределами США
Кто виноват?
Все больше увеличивает неравенство влияние технологий, усиление конкуренции, налоги для богатых, ограниченные инвестиции в общественные блага, отстающие от этих самых благ минимальные зарплаты и слабые профсоюзы. Так считает американский президент. Впрочем, разговоры о неравенстве актуальны не только для США, их вполне можно соотнести с распределением доходов во всем мире. И это важно при поисках ответов на вопросы, связанные с глобальной бедностью. А вопросов этих меньше не становится – на сегодня 3,5 миллиарда человек в год живут на сумму, немногим большую чем тысяча долларов. В той же Америке бедными считаются те, чьи годовые доходы варьируются от 3 до 4 тысяч долларов - а таких в стране 5%. Однако все познается в сравнении – если говорить, к примеру, об индийских богачах, то та же сумма – это доход тех же 5%. Но – людей богатых. Какие-то двойные стандарты неравенства получаются.
Кто больше тратит?
Говоря о большом неравенстве, нельзя не упомянуть о том, что потребление в своем абсолютном выражении постоянно растет. Так, британские ученые не поленились подсчитать, что на сегодня население нашей планеты потребляет в целом на 10 триллионов больше, чем в 1990-м году. И это только разница. Для сравнения – как раз те самые 10 триллионов – это общая сумма потребления в год для американцев. Впрочем, в целом средние доходы в США подверглись стагнации, а вот всеобщее увеличение того же потребления больше произошло в планетарных масштабах – хотя и не благодаря бедным. Просто больше средств стали тратить те же американские и остальные богачи. Можно долго рассказывать о том, сколько сейчас тратят богатейшие люди планеты, однако стоит сказать о другом – 35% людей в 2010 году жили в день менее чем на 2 доллара. На сегодня на каждую «лишнюю» сотню, потраченную богачом, бедняки получили доллар к дневной «норме».
Неравенство не как результат труда
Прежде чем поднимать лозунги о разрыве между бедными и богатыми в глобальном масштабе, политики должны четко понимать как богатые стали таковыми. За последние 2 десятилетия существует не так уж много доказательств того, что отдельные страны в рамках глобального распределения расходов начали больше экономить или больше работать. Отнюдь – подавляюще большинство богачей свои капиталы сколотили еще в 90-е. На этом пути им помогали сниженные ставки налогов и глобализация со своими огромными возможностями в отношении инвестиций в быстро растущие и так же быстро развивающиеся страны. Нет, инвестиции – это вроде бы замечательно. Вот только в итоге мир бедных становится еще беднее, все строго по результатам распределения выгод от этих инвестиций. Кстати, здесь же стоит вспомнить и
микрофинансирование, которое часто преподносится как действенный способ борьбы с бедностью.
Образование ничего не решает
Есть еще одна тенденция, о которой нельзя не упомянуть – во многих самых бедных семьях в мире все нередко приносится в жертву для обеспечения потенциала своим детям. Десятки миллионов родителей гонят своих детей с полей в учебные классы, заставляя их учиться в надежде, что именно в образовании кроется секрет наилучших перспектив для их будущего. Так, количество учащихся в начальных школах в африканских странах с 70% в 1990 году увеличилось до 100% в настоящее время. В средние классы теперь возвращается не 22%, а 41%. Трудно сказать, насколько оправданны надежды родителей, ведь качество образования, доступного в этих школах, все еще оставляет желать лучшего.