Развивающиеся страны – поиск виновного продолжается
Акции и курсы валют развивающихся рынков снова находятся под серьезным негативным давлением. Однако настолько ли хрупки эти основные экономики, как беспокоятся глобальные трейдеры? Для избранных ответом на этот вопрос, возможно, будет короткое «да», но для большинства – «не сейчас». Ведь для многих стран то, что мы видим сейчас, может быть просто корректировкой. Инвесторы пересматривают свои планы, исходя из возможного более медленного роста Китая, или изменения графиков сворачивания программы смягчения ФРС, а это повлечет за собой снижение роста во многих странах.
Одновременно присходит массовый переход в Европе на сальдо торгового баланса (показатель, который является одним из наиболее важных, лежащих в основе обретенной регионом стабильности) и резкое обесценивание японской иены тоже вошли в число факторов, которые только мешают государствам, стремящимся обуздать дефицит счета текущих операций.
Кто виноват?
И ведь вроде бы только вчера аналитики Goldman Sachs праздновали чудо роста стран БРИКС, а МВФ обещал резкое восстановление мировой экономики во главе с развивающимися рынками. Что же произошло? Самым популярным виновником на сегодня является ФРС, которая начала сворачивать свою экспериментальную политику по оптовым закупкам долгосрочных активов, направленную на поддержку роста. Впрочем, роль ФРС в том, что «не сложилось», явно преувеличена.Отступление ФРС частично отражает начавшую расти уверенность в экономике США, что для стран, чьи экономики только развиваются, должно означать более сильный экспортный рынок. Более того, происходящее будет сопровождаться тенденцией к более свободной денежной политике в зоне евро и Японии, так что в целом глобальная денежная политика останется более адаптивной.
Китай не оправдал надежд
Впрочем, вернемся к Китаю, неопределенность в отношении которого является более фундаментальной. На протяжении более десятка лет потрясающий рост Китая вызвал ценовой бум и позволил развивающимся странам переформировать свой экспорт сырьевых товаров. Теперь все меняется – в краткосрочной перспективе рост Китая так и остается открытым вопросом, так как пока что его новое правительство больше проигрывает в борьбе с последствиями кредитного бума. Однако если в движении КНР вперед наступит хоть малейшая пауза, ее последствия для развивающихся рынков будут такими, по сравнению с которыми последствия политики ФРС покажутся легким недоразумением.Новый виток энергетической войны
Есть и другие, хотя и более косвенные, моменты. Добыча сланцевого газа в Америке, в технологиях которой происходят революционные изменения, понемногу меняет глобальное энергетическое «уравнение». При этом такие зубры рынка энергоресурсов как Россия понемногу начинают ощущать понижательное давление на экспортные цены. В то же время гипер-дешевая энергия в Штатах влияет на конкурентоспособность азиатских производителей – по крайней мере, для некоторых продуктов. И как раз сейчас Мексика проводит реформирование своего энергетического сектора – ожидается, что это только расширит давление на азиатское производство.Они такие разные, эти развивающиеся страны
Самым положительным моментом за минувший год была, пожалуй, уверенность в стабильности еврозоны. Правда, в странах периферии изменился баланс текущих счетов, а северные страны, такие как Германия, начали «сбывать» массовые излишки, которые ухудшили состояние развивающихся рынков, усиливая их уязвимость. Впрочем, даже это у них происходит по-разному.В Бразилии усугубляют ситуацию усилия правительства по ослаблению независимости центрального банка и вмешательству в энергетический и кредитный рынки. У Турции обострились проблемы ее демократических институтов. В России предпринимательский класс не в состоянии участвовать в диверсификации экономики. В Индии, где национальный банк достаточно независим, обсуждается вопрос перехода на таргетирование инфляции.