Аналитику RSS / Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в LiveJournal RSS-трансляция



+1 2
+2
-1 0
Как рождался закон о федеральном бюджете США?

Как рождался закон о федеральном бюджете США?

Чего только за последние годы не пришлось пережить федеральному бюджету США – тут вам и секвестры, и финансовые «скалы», и урезание государственных издержек. Казалось бы, куда уж хуже, и хочется по привычке и аналогии с Европой сказать «а вот раньше». Но нет – даже если вы вернетесь лет на 40 назад, то увидите, что для федерального бюджета США бывали времена куда худшие, чем сегодня.


До того как появился закон о федеральном бюджете

4 десятилетия назад, к примеру, не существовало вообще никаких бюджетных комитетов. Как не было в контролирующих органах беспартийных профессиональных сотрудников, которые бы знали как себя вести во время кризиса. Более того, в самом Конгрессе не наблюдалось не то что согласия, но и даже хотя бы видимости порядка. В результате некому было «воевать» с занимавшим тогда президентское кресло Никсоном по поводу его отказа провести ассигнационную политику. И для Никсона его действия остались безнаказанными.

Да что там – не было высказано даже требования к Конгрессу в отношении принятия бюджета. А это означало, что на Капитолийском холме подразумевалась либо минимальная ответственность за неправильную фискальную политику, либо ее не было вовсе. Законодатели могли спокойно голосовать за снижение налогов и увеличение расходов, одновременно без зазрения совести, настаивая на необходимости уменьшения дефицита того самого многострадального бюджета.

И вот – закон рожден. Что дальше?

Казалось бы, все должно было измениться с подписанием президентом в июле 1974 года закона об управлении Конгрессом бюджетной ситуацией. Как бы не так – эффект от принятого акта был минимален настолько, что многие удивляются почему этот документ не может быть сейчас, когда это стало очевидным, изменен или отменен вовсе.

Нет, на бумаге этот закон о федеральном бюджете выглядел очень даже симпатично. Так, согласно ему Конгрессу было необходимо ежегодно принимать новый бюджет. В обеих палатах создавались специальные бюджетные комитеты. При этом специалисты, которые в них работали, в первую очередь должны были отслеживать куда идут доллары налогоплательщиков. Именно Конгресс должен был соразмеривать расходы с доходами, чтобы поддерживать бюджет. И именно этим документом окончательно ограничивались способности американского президента тратить деньги на какие-то собственные цели в обход Конгресса.

Все казалось вполне разумным, и законопроект приняли единогласно в Сенате. В нижней палате только 6 человек высказались против. Согласитесь, сегодня такое единодушие в Конгрессе не встретишь. Вот только мало кто из проголосовавших на самом деле полагал, что новый закон изменит что-то, кроме ограничения полномочий г-на Никсона.

А ведь идея была хорошая

Формирование бюджетного процесса в условиях, когда ранее не было вообще ни одной схемы, было правильным решением – и не только политическим. К сожалению, оценить значение этого процесса по достоинству смогли далеко не все законодатели. Ведь впервые им пришлось голосовать «за» или «против» бюджета, и нести личную ответственность за ту цифру в нижней строке, которая отображает разницу между доходами и расходами. И оказалось, что как ни крути, а итог получался одинаковым – бюджетный дефицит. А вот за то, что цифра будет красной, законодатели нести ответственность не хотели. И в принципе, законодательная инициатива могла бы зачахнуть сама собой, если бы не поправка, предусматривающая ответственность за отказ от контроля за бюджетом. Вот и приходится конгрессменам каждый раз соответствовать, идя на уступки президенту и самим себе всякий раз, когда цифра с минусом становится слишком красной.





Нравится






4084
11.07.2014 20:29
В закладки
Версия для печати
Гость, выскажи мнение!