Крупные банки признаны опасными – планы по нейтрализации разрабатываются
Года через 3 после финансового кризиса в Европе начало снова нарастать беспокойство. Нет, страх вызывала не перспектива обрушения экономической системы стран, и даже не то, что в один прекрасный день банкоматы по всей их территории могут перестать работать. Самый большой ужас в среде аналитиков вызывала мысль, что риски крупных банков не снижаются, а решения проблемы их размера нет – как не было ее в период кризиса. Именно тогда остро встал вопрос что делать с шатающимися банками – оказалось, что дать им упасть нельзя. Когда же закончится эпопея с банками, слишком большими, чтобы им позволили обанкротиться?
Кто оплатил спасение банков?
Сложность и отсутствие согласия в управлении международной финансовой системой во всей красе явились, когда дело дошло до необходимости спасения банков. И вот тогда-то оказалось, что правительство Великобритании – и многие другие правительства, просто понятия не имеют каким должен быть законопроект, который раз и навсегда определит порядок действий в таких ситуациях.
Банкротство банков казалось немыслимым – а вдруг выйдет как с Лехман Брозерс. Налогоплательщики вынужденно выступили в качестве гаранта, так как единственно возможным финансированием для крупных банков было только то, которое предоставлял центральный банк – а он черпал средства из наполняемой налогами казны. А альтернатива – только финансовый кризис.
Вот только цифры оказались астрономическими. Только Британия во имя спасения банковской системы на август сего года влила в финансовый сектор более триллиона фунтов. Десятки миллиардов фунтов впрыскивается непосредственно в банки и строительные общества. Остальное – страхование ответственности, при котором правительство для банков выступало как кредитор последней инстанции. Несмотря на всю сложность, приходится признать – оплатили спасение банков простые граждане, скрупулезно вносившие налоги в бюджет.
Когда все изменилось
Беспокойство обрело голос в 2009 году – тогда на саммите «двадцатки» мировые лидеры потребовали, чтобы начатое было доведено до конца. Ежели уж зашла речь о том, что банки спасали из-за того, что их банкротство стало бы началом экономического хаоса, то тема должна найти свое логичное завершение.
Главы государств потребовали, чтобы Совет по финансовой безопасности – группа из глав центральных банков и органов финансовой политики, придумала план разрешения проблемы. Возглавил группу глава Банка Британии. На поиск решения ушло почти 5 лет, несколько принятых и примененных законопроектов и много часов обсуждений.
Крупные банки будут жить по новым правилам
И вот – Карни объявляет о переломном моменте – Совет опубликовал новые стандарты для всех глобально значимых банков. Им всем теперь придется пересматривать свою политику в сторону уменьшения рисков и увеличения капиталов. Идеалом станет банк, который сможет в следующий кризис решить любые проблемы собственным или привлеченным капиталом, не доводя дело до банкротства или обращения за государственными деньгами.
Если о собственном капитале банкам подробно «рассказали» Базельские правила, то вопрос с заемными средствами четко обозначен только теперь. Хорошим и устойчивым будет считаться тот банк, которому будут доступны заемные средств в размере 15-20% его активов. Он должен быть таким, чтобы кто-то решился одолжить ему такую огромную сумму. Ведь по примерным подсчетам для европейских банков речь идет о более чем 2 сотнях миллиардов евро.
Меньше кредитов?
Законопроект, даром, что объявили о нем в Британии, касаться будет и банков других государств. При этом американским, японским и китайским финансовым институтам, которые попали в список «глобально значимых», будет сложнее, чем европейским, справиться с новой задачей. Меж тем директор UniCredit уже жаловался финансовым СМИ, что банкам придется и дальше сокращать свою кредитную активность. А это будет означать меньше денег для поддержки экономики.
Впрочем, на планы аварийных мероприятий банков, которые будут использованы на случай кризиса, возлагаются большие надежды. Несмотря на пессимистичное название («завещания при жизни»), реализация таких документов позволит банкам выжить в критических условиях, или хотя бы быть ликвидированными так, чтобы не нанести урона мировой экономике. По крайней мере, так это выглядит в теории.