Мегабанки будут призваны к ответу Ч. 1
Во всем мире власти бросились принимать экстренные – и не очень - меры против крупных банков, а точнее их сомнительной практики, в том числе и возможностей сговора и манипуляций курсами валют и индексов. Впрочем, мощь банковских структур продолжает расти – и этот рост еще больше распаляет регуляторов. Вот уже под удар попал и Deutsche Bank. Причем своим вниманием эту структуру уже не оставил и германский министр финансов – пока это выглядит как серия достаточно едких, но случайных замечаний. Надолго ли?
И вот уже «случайные» фразы превращаются в слова о разочаровании, постигшем главного финансиста страны в связи с неисправимостью одного из ведущих банков. Пресса не преминула обвинить Шойбле в безответственности и популизме, на что тот предложил вспомнить, что виной последнего кризиса стали отнюдь не банки. И все-таки эта совсем не безобидная пикировка для Deutsche Bank является серьезным предупреждением – в отношении него сейчас одновременно проводится слишком много судебных расследований. Настолько много, что это грозит из финансовой среды плавно перейти в плоскость политическую.
Агрессивный подход
Новое руководство у Deutsche Bank – не такое уже и новое, на своем посту два топ-менеджера уже второй год. И за это время им удалось серьезно приручить и деятельность самого банка, и окружающую его среду. И еще пару-тройку лет назад этого было бы достаточно, однако критики не только Германии, но и всей Европы и Штатов снова требуют жестких решений в отношении банковской регуляции и задаются вопросом о том, извлекла ли финансовая индустрия уроки из минувшего кризиса? Ответил ли кто-нибудь за свои действия? Стала ли эта индустрия более стабильной? И правительственные учреждения во всем мире взяли курс на более агрессивный подход к финансовым структурам. Так, в Лондоне регуляторы расследуют участие банков в манипуляциях с ценами на золото. В Брюсселе Европейская комиссия бьет по финансовым институтам миллиардными штрафными санкциями за фальсификацию процентных ставок…
Без них - никак
Все эти впечатляющие шаги стали результатом возникновения вполне правомерного вопроса – насколько опасна рыночная власть, принадлежащая ведущим инвестиционным банкам? Горстка финансовых компаний доминирует в торговле валютами, природными ресурсами, продуктами и процентными ставками. Казалось бы – миллионы инвесторов и компаний постоянно участвуют в заключении сделок, продают и покупают, хэджируют свои ставки и спекулируют. И все-таки практически все такие операции обрабатываются «эксклюзивным клубом» глобальных институтов - Deutsche Bank, JP Morgan или Goldman Sachs. И, как показали расследования в отношении этих гигантов, они действительно злоупотребляли своей властью в процессе такой обработки.
Мегабанки раскошелятся
Весь банковский сектор первый тревожный звонок получил, когда еврокомиссар Хоакин Альмуния завил о наложении штрафа в сумме 1,7 миллиарда евро сразу на 8 европейских финансовых концернов. Конечно же, после того, как вина этих концернов в отношении манипулирования ставкой
Libor была доказана. В число обвиненных попал и Deutsche Bank, чья доля в наказании превысила 700 миллионов евро. На этом злоключения германского кредитора не закончились. Подоспели еще и обвинения в фальсификации сделок с кредитными свопами. Свое слово сказали и следователи из Лондона, которые занимаются вопросом подделок ставок по золоту и серебру – если их обвинения будут доказаны, то окажется, что Deutsche Bank успел поучаствовать и здесь. Финансовая сторона таких обвинений – тема отдельная. Только за махинации на валютных рынках тем, кто будет в этом обвинен, в общем грозит наказание в 5,3 триллиона долларов, при этом Deutsche Bank придется заплатить как минимум 26 миллиардов. И еще более 3 миллиардов – в виде судебных издержек.