Зона евро больше не прибежище слабых
Любой блеф возможен до определенных пределов. После нескольких недель споров и угроз Греция снова встала перед угрозой банкротства и вынужденного выхода из сообщества единой валюты. Очередной раунд переговоров закончился ничем и у тех, кто за ним наблюдал, сложилось впечатление, что европейские чиновники обсуждали уже не спасение Греции, а то, как они смогут управлять греческим дефолтом.
Зона евро как цель
Но пока Греция стремительно несется к пропасти банкротства, некоторые особо осторожные аналитики задались вопросом, как вообще произошло подобное. Проект единой валюты был не просто утопией экономистов, он задумывался как способ поднять отстающие европейские страны до уровня передовых государств. Одновременно должны были цементироваться политические связи между такими разными Афинами и Антверпеном, Мадридом и Мюнхеном.
Участие в клубе имени единой валюты было признанием достижения определенного уровня политической культуры и экономического развития. И казалось, окрепнув, единая европейская экономика вот-вот станет полноценным противовесом доллару и гегемонии США в условиях рыночного капитализма.
Все происходящее сегодня с Грецией и не только – не просто события, которые попадут на страницы учебников по экономической истории. Это мера того, насколько еврозона отошла от своих учредительных мотивов. Это разрушение мифа о том, что МВФ является источником экономического неолиберализма. Он просто отказался выступить в качестве защитника Греции, силы, которая смогла бы смягчить категоричность кредиторов. Тот самый МВФ, который даже говорил о возможности списания греческих долгов, если европейские переговорщики не захотят идти на компромиссы.
Поиск решения
С 2010 года ведущие европейские государства во главе с Германией экспериментировали на Афинах как могли. Греции пришлось пройти сильное сокращение расходов, дерегулирование рынков, пенсионные реформы и многое другое. А еще работники в этой стране были вынуждены довольствоваться урезанной зарплатой все то время, пока правительство изо всех сил старалось удовлетворить запросы кредиторов. Но пациент не то что не выздоравливал, ему становилось хуже. За время «лечения» экономика Греции сократилась на 20%, что казалось немыслимым.
Прецедент
Все планы, сомнения, все в прошлом. И даже если Греции каким-то чудом удастся отступить от края бездны под названием «банкротство» и остаться в еврозоне, миф о том, что интеграция – способ спасения от реалий глобальной экономики, в которой не выжить одиночкам, уже разрушен полностью.
Ведь если кредиторы так сильно хотят вернуть свои деньги, почему бы им не позволить Греции просто уйти. Вернуть свою валюту, девальвировать ее, придав тем самым импульс своей торговле и туризму. И заработать те деньги, которыми можно было бы расплатиться по долгам. Но «сильные» страны региона прекрасно понимают что происходит. И настроения в периферийных государствах тоже очевидны. Что говорить – даже благополучная Британия, которая сохранила собственную валюту, намеревается сбросить с себя все те ограничения, которые налагает на нее членство в Евросоюзе.
А значит, стоит отпустить Грецию, и прецедент будет создан. Им воспользуются непременно, и вся конструкция валютного союза просто рухнет, погребая под собой мечту о едином пространстве – валютном, экономическом, политическом. А ведь тенденции для интеграционных процессов и без того нерадостны, глобализация мира прекратила свое победное шествие и вот-вот начнет отступать.