У кредитных карт новый юбилей
За последними экономическими и политическими событиями, в большей степени негативными, почти незаметно для мира прошел очередной скромный юбилей кредитной карты. В конце июня исполнилось ровно полвека с момента выпуска первого кредитного «пластика» в Великобритании. Нельзя сказать, что новинку встретили тогда с особым энтузиазмом.
Старые добрые времена
Первопроходцем стал банк Barclays. При этом для того, чтобы о новинке узнало как можно больше людей, банк просто разослал своим клиентам ровно миллион кредиток. Впрочем, не для всех этот юбилей прошел мимо - кое-кто все же был приглашен вспомнить те времена, когда «Битлз» занимали первые строчки чартов и Англия только собиралась взять свой первый Кубок мира. Именно в такое время и была выпущена первая кредитная карта Великобритании.
Революция? Возможно. Но теперь впору говорить, что именно Барклайз не только полностью перевернул британские традиции по управлению и тратам личных финансов, но и отчасти виноват в том, что сегодня совокупный долг британцев перевалил за полтора триллиона фунтов.
Нежелательные новинки
А все начиналось на территории заброшенного завода в Нортгемптоне, который был переделан под штаб-квартиру Barclays. Времена были интересные, но самой любимой формой расчета оставались наличные, а идея с пластиком большинству показалась просто чуждой. Некоторые откровенно называли кредитки нежелательным «американским импортом». Последнее не так уж далеко от истины - основой для Barclaycard стала карта BankAmericard, детище Банка Америки, выпущенное на 8 лет ранее. Звучали и иные мнения. Например, что именно кредитная карта приведет к развитию инфляции, так как вынудит людей тратить деньги, которых у них на самом деле нет.
Но у банковской группы был свой туз в рукаве. То самое решение просто разослать целый миллион кредитных карт. Сегодня, признается руководство банка, такой шаг был бы невозможен. А потом были девушки-консультанты по Barclaycard, дефилировавшие в платьях-мини. Представитель банка сегодня поясняет: полвека назад не было какого-то конкретного кредитного регулирования, оттого у Barclays было куда больше пространства для маневров.
Кредитные карты, принесшие банку успех
И этими возможностями банк воспользовался сполна. В 1968 году появилась 60-секундная реклама, как молодая женщина отправляется за покупками в одном купальнике. При этом карта была просто заправлена за нижнюю часть этого купальника. В 80-х годах в рекламе этой карты активно участвовал Роуэн Аткинсон. Впрочем, уже через 6 лет после начала активного продвижения Barclaycard, банк выдал свою 2-миллионную карту. На сегодня количество этих карт увеличилось в 5 раз. Это значит, что Barclays занял пятую часть британского сектора кредиток.
Впрочем, и сам банк больше не ютится на территории заброшенного завода. Теперь он соседствует с другими гигантами в одном из престижнейших районов Лондона. Barclays Bank стал банком международного уровня, впрочем, основные его клиенты по-прежнему - его соотечественники. А кредитные карты остались одним из основных его продуктов.