Принудительное банкротство банков в Европе все же узаконили
Европейские законодатели, наконец-то подписали новые законы, которые облегчат завершение деятельности проблемных банков. Законы вызвали куда больше препирательств, чем это было, допустим, с правилами для промышленности, принятыми после худшего экономического спада этого поколения. Голосованием в европейском парламенте, который просуществует в нынешнем составе меньше месяца, все-таки было дано «добро» для ЕЦБ в отношении закрытия слабых кредитных структур, работающих в еврозоне. На сегодня это последняя в целом ряду реформ, предпринимаемых для создания банковского союза внутри союза валютного.
Сплошные препятствия
Почти 7 лет прошло с тех пор как один из немецких кредиторов, специализировавшийся на финансировании малого бизнеса, стал первой жертвой мирового финансового кризиса. А регион продолжает бороться за прекращение в экономике депрессии, при этом банки вовсю упрекают в том, что они упорно не желают кредитовать. В США была кардинально другая обстановка, там регулирующие органы и центральный банк действовали достаточно оперативно, купируя проблемы банков. Однако «лоскутные» национальные интересы Европы препятствуют созданию единого экономического фронта, чтобы повторить эти действия.Банкротство банков узаконили
И вот – ЕС и Европейский центральный банк таки дожили до этого дня. Банковский союз завершает формацию экономического и валютного союза, заканчивает эпоху массовых убытков и обеспечивает налогоплательщикам право больше не платить за то, что у банкиров – проблемы. Также схема вводит принципиально новые правила относительно возложения потерь на держателей банковских облигаций, вплоть до крупных вкладчиков обанкротившихся банков. Хотя здесь кроется пока не разрешенная загадка – что делать в случае, если закачаются очень крупные банки?Также соглашение подразумевает возложение обязательств на страны, которые должны внести каждая по 100 тысяч евро на любой сберегательный счет, хотя пока не предусмотрены схемы «обратного хода» и как эти деньги можно будет собрать воедино, сформировав защитный финансовый механизм. Да и объем этих денег в итоге будет крайне небольшим, и случись с каким-нибудь банком неприятности, для его спасения денег будет недостаточно.
Недостаточно хорошо
Меж тем говорят, что голосование в Европарламенте является успехом, ведь переговоры со странами ЕС были длительными и направленными на то, чтобы уменьшить возможности политического вмешательства при принятии решения закрыть какой-то банк. Теперь же для устранения «плохих» банков имеются четкие правила. Да, пока на бумаге, но они есть.Впрочем, говорят и другое – что реакция Европы была слишком медленной. И что европейские банки сильно отстали от своих «коллег» в тех же Штатах или Великобритании, которые уже в значительной степени оправились от финансового краха. Также голосовавшие депутаты не преминули указать на недочеты в проводимых реформах, в частности, неспособность совладать все с теми же мегабанками. Слишком большие, чтобы обанкротиться, кредиторы своим существованием представляют серьезную угрозу. И пока им будет разрешено находиться в том виде, в котором они предстают перед нами сейчас, налогоплательщики будут продолжать платить за глупость финансового сектора.
И все же соглашение есть – и оно предполагает в течении 8 лет сформировать окончательно фонд поддержки тех банков, которые имеет смысл «лечить». Правда, государства еврозоны так и не намерены рассказать как именно они будут рассматривать стоимость индивидуальных банкротств кредиторов – то, что и было первоначальным планом для банковского Союза.