Личное страхование заемщика – банковский «каприз»?
Многие заемщики уже знают о том, что требование банков «раскошелиться» на оплату полиса личного страхования при оформлении кредитов является незаконным. Вот только как показывает практика, «знать» - это даже не полдела, ведь банки в своих «просьбах» весьма настойчивы, вплоть до отказа в выдаче займа – разумеется, немотивированного, банкам же дано право не объяснять причин отказа. Кредиторы же ведут себя все более уверенней – если какие-то из них еще удосуживаются поинтересоваться мнением заемщика на счет страховки (хотя и это – не более чем формальность), то некоторые сразу прописывают соответствующие пункты в кредитные соглашения, тем самым лишая нас вообще какого-либо выбора.
В чем выгода?
Вы приходите в банк (или в точку выдачи кредитов в магазине) с желанием воспользоваться одним из направлений потребительского кредитования, а вам помимо прочей информации тут же преподносят вопрос о страховании. Причем в большинстве случаев зарплата кредитного консультанта, который выдает вам заем, напрямую зависит от того, сколько кредитных и сопутствующих им продуктов он продаст. Разумеется, вопрос будет задан в таком ключе, что отказавшись от страхования, вы автоматически откажетесь и от самого кредита, банк вам попросту откажет. Позицию кредитора понять можно – таким образом он попросту снижает свои риски, ведь если вы кредит не вернете, за вас это сделает страховая компания. Однако в этом вопросе можно поспорить – ведь все возможные риски банки и так закладывают в процентную ставку – весьма немаленькую. То есть «страховка» получается двойная. Впрочем, как и прибыль банка – и от выдачи займа, и в виде вознаграждения от страховщика-партнера. С принятием соответствующих законодательных поправок аппетиты банков в отношении дополнительных поборов несколько поубавились, да и заемщик пошел грамотный – все норовит поинтересоваться
полной стоимостью кредита. Доходы от продажи страховки – пусть и частично – но покрывают недополученную прибыль.
Личное страхование – в интересах заемщика
На самом деле услуга, которую банки так усиленно навязывают при потребительском кредитовании, выгодна не только им, но и самим заемщикам. Особенно в нынешних нестабильных экономических условиях. Да и жизнь не жалеет всяческих «сюрпризов» в виде неприятностей и болезней. В то же время кредиты мы берем с уверенностью, что за время их погашения с нами не должно ничего случиться, что мы будет так же работать, будем здоровы и пр. Поэтому страховка как факт является делом весьма полезным и выгодным. Правда, то, как нам преподносят ее необходимость, ничего кроме негативных эмоций не вызывает, ведь кредитный консультант, расписывая преимущества предлагаемого займа, не то что забывает рассказать о преимуществах присутствия в кредитной сделке страхового момента, обычно он просто ничего об этом не знает. Поэтому не сможет объяснить хотя бы то, что в случае неприятностей, предусмотренных покупаемым полисом, оформляемый кредит банку вернет страховщик.
Что страхуем?
В докризисный период видов личного страхования было два – страховому случаю подлежала смерть заемщика и его болезнь, в частности, если она стала причиной нетрудоспособности. Впрочем, это лишь общие черты – каждая компания прописывает в страховых договорах какие-то свои нюансы и моменты. С 2009 года хотя и редким, но весьма востребованным стало страхование от безработицы – правда, оно подразумевало выплату страховой компенсации только в том случае, если увольнение происходило не по инициативе сотрудника.
Так "Совкомбанк" "нагревает" пенсионеров. Сначала заявляет, что без страховки не дают денег, потом всеми правдами и неправдами не дают от неё отказаться, хотя в "Условиях кредитования" такая возможность предусмотрена.
Я считаю, что это - беззаконие. Но куда мы только не обращались - помощи ни от кого нет.