Абэномика себя не оправдала?
Говорят, что дни Синдзо Абэ в качестве японского премьер-министра сочтены. Кое-кто считает поднятие этого вопроса преждевременным, а то и наивным – и, может быть, тоже прав. На сегодня автор Абэномики пользуется куда большей популярностью, чем какой-либо из восьми его предшественников на этом посту. Нельзя игнорировать и факт о том, что Либерально-демократическая партия, в состав которой и входит нынешний японский премьер, намеревается на грядущих выборах одержать крупную победу.
Несбывшиеся надежды
В противовес злопыхателям сторонники действующего премьера полагают что сложившиеся обстоятельства тот непременно использует во благо страны, покончит с 20-летней дефляцией и сделает все с дерзновением, творческой искрой и размахом. У этого тезиса есть только одна проблема – те самые «батареи», которые питали поддержку плана возрождения, уже на исходе. До сих пор все держалось на растущих запасах. А если учесть, как быстро японский электорат имеет свойство разочаровываться в политиках, премьер-министру и его ярым поклонникам самое бы время забеспокоиться. Прошло полгода внедрения шоковой терапии Абэ, проведения эксперимента с массивными денежными и финансовыми акциями стимулирования и радикальных структурных реформ. В итоге сегодня в Японии рекордный показатель торгового дефицита, крайняя волатильность на рынке облигаций и рост цен на продукты и энергоносители, так как ослабление иены сделало импорт более дорогим. Капиталоемкие расходы домохозяйств и увеличение заработной плат, которые нужны были для остановки дефляции, себя не оправдали. И игроки могли бы все это игнорировать, пока японские акции двигались по восходящей. Надежда Абэ была на то, что рост ставок вызовет положительный эффект домино. Оптимистично настроенные компании будут нанимать больше и увеличивать зарплаты. Домохозяйства снова откроют свои кошельки. Продажи стимулируют производство, а это уже предпосылки для наполнения государственной казны и возможности расплатиться с непомерным государственным долгом. Оживление корпоративных прибылей привлечет все больше инвесторов на японский рынок и весь цикл будет сохраняться пока не начнет расти ВВП.
Абэномика как продолжение
В какой-то степени Абэномика стала продолжением начинаний одного из бывших японских премьеров – Коидзуми. Этот политик сумел поборот бюрократизм японского парламента, приватизировать львиную долю почтово-сберегательной системы, сократить государственные расходы и все это – апеллируя непосредственно к общественности и инвесторам. Собственно, именно поэтому нынешний глава правительства и начал свои действия с удвоения денежной базы и укрепления доверия потребителей. Однако стратегия начала давать сбои. Огромные успехи в отношении индексов Nikkei и Topix попросту купили для Абэ время для определения с планами в отношении дерегулирования экономики, либерализации торговли, снижения корпоративных налоговых ставок и стимулирования предпринимательской деятельности. Однако премьер этой передышкой не воспользовался и теперь при отсутствии четкого плана его репутация на рынках становится все более размытой.
Общественное мнение
Так же как в свое время Коидзуми, Абэ потребовалось как минимум несколько лет, чтобы увидеть плоды своих реформ. Меж тем средний срок полномочий последней «десятки» японских премьеров составляет всего лишь 419 дней – и если общественное доверие будет изменяться вместе с рынками, шансы Абэ на то, чтобы перешагнуть через этот срок, упадут. Да, может быть, какие-то выводы делать рано – однако производители потребительских товаров и розничные торговцы не очень-то верят в чудо новой экономики и поднимать цены пока не собираются. Да и опросы среди населения показывают, что безупречная до сих пор репутация Абэ начинает понемногу рассыпаться. И всех – от инвесторов до ритейлеров создается впечатление, что им продали кота в мешке.