Как связаны утрата доверия и финансовый кризис?
Что является связующим звеном, которое позволяет экономике не распадаться на составляющие? Ученики Адама Смита утверждают, что этим самым звеном является личный интерес. Единственной проблемой такого мышления было лишь то, что человека сложно сравнить с удаленным островом – он является социальным существом, требующим постоянных отношений с себе подобными. Отношений - значит, уступок. И это еще не все.
Не корыстью единой
По Кейнсу даже корысть свою человек не может применить рационально, так как никто не имеет достаточно информации, чтобы составить правильные вероятностные суждения о будущем. Вместо этого остается полагаться на иррациональную жизнерадостность как толчок к действиям.
Взаимное доверие (или хотя бы его видимость) более-менее успешно заменяет предвидение. Так считает еще один экономист – Джеффри Хоскинг. Впрочем, преследование собственных интересов подрывает доверие. Последний финансовый кризис, последовавший за банкротством Lehman Brothers, отчетливо напоминает, что когда доверие испаряется, финансовая система перестает функционировать, а экономическая активность уменьшается.
Доверие как фактор моральный и финансовый
Хоскинг не поленился проследить генеалогию доверия от семейной жизни, где это впитывается с детства, до его светской роли в экономической жизни. На этом пути способность доверия каждого человека должна становиться больше. Преимущество людей именно в состоянии доверять друг другу.
От доверия же зависит и рыночная экономика, которая не может держаться только на личных интересах, что бы не говорили последователи Смита. Нет доверия – нет предпринимательства и готовности рискнуть. Риск ведь и предполагает, что в какой-то степени вы тому или иному финансовому инструменту или своему коммерческому партнеру доверяете.
Кредитование, по сути, тоже является мерилом доверия. Когда вы приходите в банк просить денег взаймы, банк будет измерять свои риски в процентной ставке, которую вам назначит по кредиту – чем больше он вам доверяет, тем меньшей она будет. Ну, а если доверия вы у него не вызвали, значит, и денег вам не дадут.
Утрата доверия сулит проблемы в бизнесе?
Деньги по Хоскингу делают доверие экономически эффективным. Они и расширяют сферу доверия, и одновременно деперсонализируют ее. Почему деньги? Потому, что мы в них верим – и эта вера позволяет думать, что общество, их впустившее, будет коллективно выполнять свои обязательства. Что бывает, когда население перестает доверять деньгам? Правильно, гиперинфляция.
Вот, говорят, что корпорации бездушны и аморальны. Но и они зависят от доверия внутреннего и внешнего, оно является основой их выживания. Пример отсутствия доверия к бизнес-корпорациям – катастрофа, случившаяся с Enron. Эта энергетическая компания обанкротилась, оттого, что ее клиенты перестали ей доверять.
Классика бизнес-доверия называется брендом. Чаще всего встречается в Штатах и Японии, где о здоровье бренда пекутся больше всего. В других станах мировые бренды встречаются куда реже, здесь больше можно говорить о предприятиях семейного типа, и просто относительно крупных компаниях. И тоже все дело в доверии.
Вот, к примеру, Китай – уровень доверия общества здесь крайне низок. Потому здесь постоянно возникают корпоративные скандалы, которые невозможны при формировании бренда. Еще одно препятствие – коррупция в правительстве и высокая организованная преступность. Создается социальная ловушка, порочный круг экономической стагнации, из которого трудно выбраться.
А там – и финансовый кризис не за горами
Приливы и отливы деловых циклов тоже могут быть рассмотрены как волны доверия. В период бумов мы становимся слишком доверчивыми, а наши деловые отношения – даже неосторожными. Нечистые на руку люди, банки, компании тут же этим пользуются. А мошенничество процветает.
Спекулятивный пузырь – то самое явление, на которое в разное время сетуют правительства, это и есть прямое следствие чрезмерного доверия. А всплеск недоверия – это и есть финансовый кризис. Когда рушатся связи, теряются деньги, не возвращаются долги, не оправдывается доверие – такое состояние экономики и называется кризисом.