Экономика Европы, трудовые мигранты и Папа Римский
Случилось неслыханное – действующий Папа Римский оскорбил Европу. Он заявил, что континент стал трусливым, эгоцентричным, изможденным и излишне пессимистичным. К сожалению, сквозь возмущение европейцев проскакивают и другие ноты – обвинитель прав, прав в отношении почти всех развитых стран. Более того, помимо вопросов исключительно моральных, этот недуг будет иметь и экономические последствия. Или финансы стали корнем всех зол?
Папа Римский назвал европейцев жадными
Критика Папы началась с констатации факта – в Европе мигрантам оказывают крайне холодный прием, отвергая их даже на культурном уровне. А ведь многие жители бедных стран отчаянно стремятся попасть в страну богатую. И они понимают, что Европа в любом своем регионе не является безлюдной пустыней – здесь один из самых высоких уровней мира, процветания и экономических возможностей. Интересуются трудовые иммигранты и Штатами, но там их принимают несколько лучше.
Трудовые мигранты обирают Европу
Правда, сами европейцы все больше беспокоятся о своем богатстве. Настолько, что обладая деньгами большими, чем в любой развивающейся или бедной стране, они всерьез думают, что иммигранты по чуть-чуть отнимут у них их богатство. Но ведь даже если бы миграция и привела к такому эффекту, не должно ли тривиальное экономическое беспокойство вытесняться более важными преимуществами иммиграции – ростом человеческого достоинства и сосуществованием культур?
Складывается впечатление, что у европейцев понятие экономического блага просто испортилось. Это видно в тех же дискуссиях по поводу безработицы. Да, слишком много людей в Европе, особенно молодых людей, лишены того, что Франциск называет достоинством, присвоенным работой. Оттого политики больше заняты созданием новых рабочих мест, чем обращают внимание на тех, у кого работа уже есть. И балом правят деньги, жадность и идеология.
Деньги как основа культуры
Во время экономии в богатых странах сразу заметно как при отсутствии денег распадаются сложившиеся некогда культурные обычаи. Да, некоторые философы, жившие пару веков назад, это предвидели, но абсолютный отказ от того, что веками признавалось великими идеями, как религиозными, так и светскими, произошел буквально в течении последних десятилетий.
И это дает возможность одному из мировых религиозных лидеров упрекать страны в том, что в них доминирует скучный функционализм и приватизированное мышление, одержимое бюрократическими формальностями. Время великих проектов и смелых идей прошло – в нынешнем сером мире они просто увязают. И вроде бы развитие интернета и сопутствующих ему технологий, ничего почти не стоящих конечному потребителю, должно ослаблять такие пессимистичные суждения. Но недостаточность государственных и частных инвестиций, политический паралич и рост паразитарного финансового сектора, свидетельствуют об их истинности.
Религия против жадности
Впрочем, страны, больные богатством (чем дальше, тем больше относительным) излечимы. Достаточно в иерархии экономических благ солидарность разместить над эффективностью. Именно социальная солидарность является необходимым условием, которое решит наибольшие экономические проблемы богатых стран.
В противном случае рабочих мест никогда не будет хватать, даже если прекратится миграция. Экономическое неравенство будет увеличиваться, пока наиболее богатые и влиятельные не потеряют всякую связь с остальными. Чрезмерные долги будут представлять постоянную угрозу, пока кредиторы и заемщики не признают свою взаимозависимость.
Проповедовать Европе отказ от жадности начал еще предшественник нынешнего Папы, утверждавший, что спасти этот регион сможет только принцип безвозмездности - то, что мы получаем, менее важно чем то, что отдаем.
Экономика Европы выздороветь не сможет?
Если оставить в стороне религиозный подтекст, то Папа Римский не так уж и неправ. Ведь эти формулировки – хорошее описание того, чего может достичь современная экономика. Когда предприниматели созидают, а компании инвестируют, они соглашаются с тем, что их клиенты получат большую часть истинной стоимости созидаемого. Те же производители, которые тревожатся только о собственной прибыли, ее постепенно теряют. И чем их больше, тем более скудной становится экономика их страны.
Не нужно быть католиком, можно вообще не быть религиозным человеком, чтобы оценить эффективность смены классического капитализма на программы бескорыстия и солидарности. Думаете все так просто? Вот Франциск считает, что Европа больше не способна изменится. Оттого ее экономические проблемы стали бесконечными.