Надежда, которая может не оправдаться. Ч.2
Итак, цели поставлены, планы утверждены. Непонятно только, почему общественность волнуется. Ведь казалось бы, все радоваться должны, что Япония вот-вот вынырнет таки из затяжной зоны дефляции, ее экономика воспрянет и все будет хорошо. Ан нет – европейцы уж подсчитали, что чрезмерное обилие японской ликвидности непременно затронет и их. И действительно – дабы избежать перспективы снижения доходности, японские инвесторы начали потихоньку размещать свои средства в иностранные, то есть в европейские облигации. В ожидании новых тенденций кредитные ставки в европейских странах уже понемногу начинают падать. Наглядным примером тому может быть та же Испания.
Психология и экономика
До тех пор, пока Абеномики еще не было и в помине, а были вообще одни только слова, слова «возможности» было вполне достаточно. О каких возможностях речь идет неясно, но за это время в стране воцарился финансовый мрак, поглотивший в начале 1990-х завышенные цены на недвижимость и акции. Даже во время избирательной кампании Абэ не переставал подчеркивать, что экономика постоянно находится под влиянием психологии. Все ведь с чего началось? С его угрозы отнять независимость у центрального банка и выпустить огромные потоки денег. Результат – инвесторы побежали избавляться от своих иен и закупать доллары. Те самые иены, которые уже давно сделали дорогими японские автомобили и телевизоры с осени прошлого года подешевели по отношению к доллару практически на четверть своей первоначальной стоимости. Неудивительно, что подешевевшая валюта автоматически увеличила целые экономические сектора – например, экспорт отечественных компаний. Дабы в полной мере воспользоваться ситуацией, та же Toyota, например, вернула свои производства на родину – а вот продает продукцию по-прежнему за рубеж. Перспективы более высоких прибылей создали «медвежьи» настроения и на Токийской фондовой бирже. С начала года сравнительный индекс Nikkei возрос практически на 25% достигнув 4-летнего максимума. И вот зарубежные инвестиционные фонды снова вспомнили о тех самых «возможностях».
Дорогой импорт
Однако как бы Абэ не хотелось, вылечить родину от экономических проблем в одиночку у него не получится. На практике он сильно рискует быть попросту втянутым в гонку по девальвации, в которой уже, например, участвует Южная Корея – она попросту опасается, что в противном случае ее экспорт будет не конкурентоспособным из-за своей стоимости. К тому же падающий обменный курс имеет и обратную сторону – чем он ниже, тем дороже стране обходится экспорт – например, тех же ископаемых, которые требуются для выработки электроэнергии. После катастрофы на Фукусиме Япония стала зависимой от импорта нефти и газа. Правда, для того, чтобы эта зависимость не так сильно повлияла на состояние бумажников потребителей, Абэ недавно вмешался в ежегодные переговоры о заработной плате между компаниями и работниками. Он призвал работодателей платить более высокую зарплату тем, кто «более трудолюбив». И сразу несколько секторов, в частности, крупные сети супермаркетов, послушно вознаградили свою рабочую силу – правда, пока только как единовременную выплату. Остальные страны наблюдают за экспериментом с тревогой. Станет ли третья по величине индустриальная держава двигателем глобального роста? И почему Сорос предупредил, что «лавина» непременно будет, если японские инвесторы начнут выводить из страны свои капиталы? Ведь они уже начали…
«Это пузырь»
Увы, помимо всеобщего оптимизма и поднятых настроений, бытует в Стране восходящего солнца и другое мнение. Так, например, главный экономист Mizuho Securities, назвал происходящее не более чем пузырем, призывая уже много лет проводить более структурные реформы. В своем токийском офисе этот экономист анализирует статистику – а она выглядит более чем мрачно. Так, к 2040 году население страны сократится аж на 20 миллионов человек, при этом треть из оставшихся будут стариками старше 65 лет. И вроде бы понятно, что демографический кризис является прямым следствием затяжной дефляции, однако рецептов для обращения тенденции вспять пока не существует. В июне правительство планирует дополнить Абэномику долгосрочной концепцией финансирования и стратегии роста. Однако многим японским компаниям не хватает новых идей и инновационных продуктов – а это уже не в компетенции премьер-министра.