Сколько зарабатывает банковский менеджер или Кто получит меньше всех?
Казалось бы, предстоящие квартальные финансовые отчеты, смены правительств и сепаратистские настроения шотландцев (которые, впрочем, уже можно считать несостоявшимися) должны были отвлечь внимание общественности от такого больного вопроса как бонусы, выплачиваемые руководителям банков и менеджерам высшего звена. Тема эта уже давно будоражит и финансистов, и простых людей. Повода для возмущения два.
Банковский менеджер vs. общественного мнения
Первая волна недовольства возникла аккурат в самый разгар кризиса – именно тогда были озвучены на публику цифры, которыми измерялись премиальные банкиров. Если учесть, что зарплату тех же банкиров эти премиальные превосходили в несколько раз – и это на фоне тотальной безработицы и обнищания народа развитых государств, недоумение тех, кто остался вовсе без зарплаты, вполне объяснимо.Второй повод к возмущению появился, когда стали очевидны причины, приведшие к тотальному краху. И волна порицания стала еще большей, когда оказалось, что свои баснословные прибыли банкиры получают вне зависимости от результатов своей деятельности, даже если она убыточна и для самих банков, и для тех, кто с ними связан. Банкиры стали причиной кризиса, и они же вне зависимости от последствий продолжают назначать себе несусветные бонусы.
В дело вмешались регуляторы, которые, не имея возможности вовсе лишить банкиров внеплановых прибылей, постарались всячески эти прибыли ограничить. Естественно, представители финансового мира возмутились – и одновременно начали искать лазейки, которые бы позволили им по-прежнему распоряжаться деньгами банков как вздумается. Что мы имеем в остатке?
Чем ближе конец года, тем ближе премии
Обычно среди получателей больших премиальных лидирующие позиции – среди валютных трейдеров. Однако скандалы на общеотраслевых торгах и спады активности рынков означают, что этот год для них прибыльным не станет. По предварительным подсчетам средний размер премий для руководителей подразделений, приносящих прибыль банку за счет операций с валютами, упадет на 43%.К тому же целый ряд крупных банков все еще находится под следствием в результате скандала с Libor. Кто-то из них уже уплатил штраф, кого-то это только ожидает, но в целом это не могло позитивно отразиться на прибылях. Кроме того, исторически самые тоскливые уровни волатильности рынка также означают то, что прибыль от операций с иностранными валютами будет куда ниже, чем ожидалось.
Где доходы высоки?
Зато сырьевых трейдеров, похоже, напротив, ждет увеличение доходов – по крайней мере, премиальные руководителей сектора точно будут более высокими, чем в прошлом году – ожидается, что разница составит более 40%.Впрочем, самые большие бонусы ожидают тех банкиров, которые отвечают за залоговые кредиты и оперирует сложными связками активов – в том числе и ипотечными бумагами. Теми самыми, которые уже были признаны частично виновными за случившийся кризис. Впрочем, на деле самые большие бонусы просто останутся почти прошлогодними, увеличась не более чем на 6%, а лидерские позиции займут за счет падения доходов валютных трейдеров.
Как долго продолжится своеволие банкиров, и каким образом они собираются в этом году выплачивать себе премиальные, пока неясно. Так, некоторые банки приостановили выплату бонусов своим сотрудникам – пока окончательно не будет решен вопрос об их максимально возможном размере и форме выплат.