Особо ценные сотрудники банков теперь будут зарабатывать меньше
Когда на финансовых рынках дела идут хорошо, банкиры получают финансовые бонусы. А если дела идут плохо? Банкиры по-прежнему получают бонусы. Многие получают свое вознаграждение за работу и даже прибыль от акций, если таковые имеются. А вот налогоплательщики расплачиваются за тот бардак, что они учинили. И это при том, что бонусы для банкиров были названы одной из причин глобального кризиса в 2008. Именно они являются средоточием системы мотивации и вознаграждением за жадность и стремлением к чрезмерному риску.
Прошло несколько лет – а тема банковских бонусов все еще болезненна и для политиков, и для банкиров. Стоило Европейскому союзу принять первый закон, ограничивающие подобные поощрительные выплаты, как тут же начались гонки по поиску лазеек в этом законе и споры о том, насколько вообще можно позволять регулирующим органам вмешиваться в доходы банкиров.
Ограничения и попытки их обойти
Да, сейчас бонусы в размерах уменьшились – но только оттого, что крупнейшие банки показывают снижение торговой выручки и уменьшение прибыли. Банковский сектор в лице своих представителей просто уменьшают ту часть своих доходов, которые откладывались для выплат. Причем эти выплаты часто в несколько раз превышали годовые оклады топ-менеджеров.
Изменилась и структура вознаграждений. Теперь они связаны с долгосрочностью успехов проектов тех самых банкиров, так как предполагается отложенность во времени этих выплат. Ход вполне логичный – если какое-то действо банковского менеджера привело к негативным для банка последствиям, значит никакого поощрения банкиру и не будет. Отдельные финансовые структуры выплачивают бонусы облигациями и фондовыми средствами, что тоже заставляет работать лучше, ведь платежи по ценным бумагам зависят от прибыльности банка.
Сотрудники банков в ЕС заработают меньше
Регуляторы настаивают на том, что доля таких «бумажных» выплат должна стать больше – и обязательной для всех кредиторов. Интересно, что в Евросоюзе к вопросу ограничения доходов банкиров подошли куда строже, чем в Штатах. Больше всех возмущается Британия – шутка ли, с текущего года величина бонусов не может превышать годовой оклад более, чем в два раза. Банкиры попытались обойти ограничение, отдельным менеджерам выдавая помимо оклада и бонуса еще и пособия. Но регуляторы эту лазейку перекрыли.
А вот на Уолл-стрит с 2012 года бонусы только росли. Те же трейдеры которые привыкли к очень высоким заработкам, переходят работать в менее регулируемые хедж-фонды и частные инвестиционные фирмы, где они могут продолжить зарабатывать баснословные деньги.
С чего все начиналось?
Начисление бонусов банкирам началось в 1980-х, когда начавшийся процесс дерегулирования позволил коммерческим банкам перерасти в нечто большее, начать торговать ценными бумагами, а также увеличивать прибыль путем покупки и продажи банком собственных денег. Тогда же топ-банкиры начали твердить, что их навыки сделали их столь же ценными, как ценны для каждой страны ее профессиональные спортсмены. Правда, когда рискованные инвестиции с приходом кризиса вскрылись, моральный вред бонусов вскрылся тоже.