Бывает ли должник прав или Что делать, если вам звонят коллекторы?
Войны между коллекторами и должниками набирают обороты. Несмотря на все попытки со стороны правительства урегулировать эту сторону отношений банков с их клиентами и третьими лицами, количество жалоб на тех, кто взыскивает долги, не уменьшается. Как не уменьшается и число ошибок, которые совершают должники, общаясь с коллекторами. Эксперты же говорят, что большинство проблем вызвано нежеланием заемщиков выяснить каковы их права и отстаивать их.
Безнаказанность как мотив
Ответственное поведение коллекторов, которые выполняют свою работу со всем уважением к клиентам-должникам, является неотъемлемой частью финансового рынка. Вроде бы все в этом утверждении правильно. Но вот отчего-то жалоб на тех, кто взыскивает долги в секторе потребительского кредитования, больше, чем на любого другого участника того же рынка.
Вероятно, все дело в материальной заинтересованности коллекторов, которые получают процент с каждого возвращенного кредита. Эта заинтересованность возрастает, когда банки не нанимают подобные агентства, а продают им безнадежные долги. Неудивительно, что сборщики долгов часто забывают о правилах ведения переговоров, времени для звонков, неприкосновенности личной информации и прочих составляющих их работы. Тем более, что часто им просто все сходит с рук, а вот результаты такое поведение дает отменные.
Должник прав бывает. Если знает об этом
Идеальным вариантом подготовиться к разговору с коллекторами было бы знакомство с законом, который регулирует их деятельность. Но, давайте скажем честно, нам часто лень разбираться в официальных формулировках. Есть еще одна причина, по которой к первому разговору со сборщиками долгов заемщики приходят категорически неготовыми. Эта причина — нарушение кредитора, который нередко «забывает» уведомить заемщика о том, что передает его долг в третьи руки.
Что это значит? Что если вы понятия не имели об участии в сделке коллекторов, а они вам звонят и требуют вернуть долг, отказывайтесь с ними разговаривать пока они вам не предъявят официальные документы о передаче права на взыскание долга. Нет такого документа? Вы можете не разговаривать с ними и либо обратиться в банк за объяснениями, либо писать заявление в прокуратуру о том, что ваши права нарушены.
Есть документы и они готовы вам их продемонстрировать? Назначайте встречу на «своей» территории. Главное, демонстрируйте знание своих прав и отсутствие паникерских настроений. Вся работа коллекторов строиться на психологии и твердая позиция — ваш единственный шанс контролировать ситуацию.
Не верьте на слово
К сожалению, все чаще звучат жалобы россиян о том, что коллекторы не просто неправильно себя ведут, но начинают взыскание даже не имея никаких на это прав. Например, узнав о наличии долга у какого-то человека, они начинают звонить и требовать вернуть этот долг им, часто сумма завышается и придумывается какое-то несущественное объяснение. Завышенная сумма долга — явление достаточно частое, причем свои действия коллекторы не особо маскируют, так что просто не ленитесь все тщательно проверять.
Вы не обязаны немедленно бежать и платить, только потому, что вам позвонил коллектор и угрожал судом. Спокойно идите в банк, просите выписки по кредитному счету, демонстрируйте свои платежные документы. Есть сомнения? Требуйте объяснений. Основным кредитором является банк, даже если он продал ваш долг, он продал какую-то конкретную сумму, все остальное можно оспорить. Пусть даже оспаривать придется в суде, там у вас будет больше шансов на решение вашей проблемы по закону.
Но лучше все же не доводить до того, чтобы ваши кредитные долги превратились в реальную проблему.