Турция - новые экономические перспективы
На протяжении многих лет Турцию рассматривали в ракурсе, в котором ее экономика могла быть оправдана только с полной индукцией в Европейском Союзе. Однако пока европейские лидеры заняты собственными проблемами, в Турции ситуация начала кардинально меняться. Ее фондовые рынки растут, а расходы государственных заимствований напротив, падают. Иностранные инвесторы все больше интересуются возможностями вложений, да и на международные мероприятия Турцию приглашают все чаще.
Рейтинги растут
Еще больше жизненных сил экономика Турции получила на прошлой неделе, когда Moody's поднял рейтинг ее государственных облигаций до инвестиционного уровня. Fitch уже сделал это в ноябре прошлого года и только Standard & Poors пока противится. Одновременно с этим Moody's заявили, что ожидают от Турции еще больших улучшений в ключевых общественных и экономических секторах. Меж тем доходность по двухлетним облигациям Турции упала и без того до крайне низкого уровня. Снизившись более чем на 4 процентных пункта, в этом году доходность таких ценных бумаг составила всего 1,38%. Десятилетние облигации свои покупателям принесут также немного – не более 6%.
Перспективы все ярче
Турция всегда была стратегически важным мостом между Европой и Ближним Востоком. Ее роль усугубилась, когда вследствие более чем 10 лет экономических улучшений, в том числе и пенсионной реформы, приватизации и ограничения инфляции дела страны резко пошли вгору. Также резко возросли и доходы на душу населения. Moody's ожидает, что долговая нагрузка на Турцию после того как снизилась на 10 процентных пунктов, будет продолжать держать направление, пока не достигнет «управляемого уровня» в 36% от ВВП. Выраженная в иностранной валюте его доля долга и того меньше – она составляет всего лишь 27% от ВВП. Для сравнения – еще лет 10 назад этот показатель составлял 46%. А аналитические агентства, публикуя данные о кредитно-дефолтных свопах, говорят, что риски у Турции сейчас находятся на одном уровне с Бразилией и Израилем. А это значит, что дела у Турции куда лучше, чем у Южной Африки, Венгрии или нашей державы. Интересно, что турецкий премьер-министр Зафер Каглаян говорит, что его держава давно уже заслужила присваиваемые ей только сейчас рейтинги – и в экономическом, и в политическом отношении. Он рассматривает происходящее как не более чем запоздалое признание очевидного. И теперь, когда это признание состоялось, Каглаян ожидает куда больших инвестиций – и прямых, и портфельных. При этом турецкий Центральный банк уже готовится к тому давлению, которое будут оказывать эти инвестиции.
И небольшая неопределенность
Однако у высокого признания есть и обратная сторона: глобальные облигации и акции инвесторов обратятся на инвестиционный уровень долга и будут накапливаться в ценных бумагах и валюте. Турция неминуемо привлечет инвесторов с развивающихся рынков, однако что в таком случае будет с лирой? Пока же Центральный банк Турции снижает ключевую ставку – пока на 0,5%, теперь она составляет 4,5 процентных пункта. При этом индекс самого этого банка относительно стоимости лиры имеет расхождения с партнерами Турции, что дает повод говорить о недооценке валюты.