Плюсы и минусы директ-костинга
Понятие директ-костинга появилось давно, еще в середине прошлого века. Сам термин означает организацию раздельного учета постоянных и переменных затрат, а также использование этих данных для повышения эффективности управления. Директ-костинг позволяет досконально изучить взаимосвязь затрат, прибыли и объемов производства на любом предприятии.
Сущность директ-костинга
Директ-костинг определенно является системой управленческого учета. А осуществлять этот учет можно несколькими способами. Первый из них – это раздельный учет финансовой и производственной бухгалтерии. Впрочем, связь между ними все равно прослеживается и ее можно наблюдать в отраженных счетах. Второй вариант – это традиционный интегрированный учет финансовых и производственных документов. Оба варианта позволяют провести полный анализ объемов производства, прибыли, маржинального дохода и себестоимости, и уже исходя из этих данных строить дальнейшую работу компании. К примеру, можно перерассчитать минимальную цену реализации продукции. Также можно рассчитать тот уровень постоянных затрат, который можно себе позволить при текущем состоянии рентабельности. Еще одна важная особенность директ-костинга – это планирование и контроль над деятельностью предприятия в условиях сезонных колебаний.
Сложности в применении директ-костинга
Самая большая сложность связана с разделением затрат на постоянные и переменные. В различных ситуациях затраты могут варьироваться. Возьмем затраты на оплату труда. Если сотрудники работают по окладу, то затраты можно квалифицировать как постоянные. Но в любом месяце может случится вознаграждение или премия, и тогда эти затраты превращаются из постоянных в переменные.
Директ-костинг в России
Думаем, будет интересно узнать, насколько широко система директ-костинга применяется на российских предприятиях. Согласно данным проводившегося недавно опроса от 40 до 90% российских компаний малого и крупного бизнеса применяют в работе директ-костинг. Правда, на многих из них эта система носит сугубо формальный характер. Максимально полно используют все потенциальные возможности системы единицы, и, как правило, к такому шагу приходят вынужденно. Например, компания становится на путь реструктуризации. Директ-костинг, в таком случае, поможет произвести правильную оценку деятельности всех ее подразделений. По результатам исследования может быть принято решение о ликвидации некоторых из них и передаче их функций на аутсортинг.
Поясняю. Если доплата (премия и т.д.) напрямую связана с результатом (напр., в виде %% от продаж), то это переменные затраты, если нет (напр., доплата за квалификацию), то это постоянные затраты.
Даже самая примитивная бух.прога (не говоря уже об 1С) с легкостью производит это разделение. Так что проблема с "разделением", мягко говоря, "не актуальна".