Словения – по аналогии с Кипром?
Список стран, которые нуждаются в помощи и без нее окажутся на грани катастрофы, пополняется регулярно. Теперь в этом списке Словения – как бы ни хотел держать лицо ее министр финансов Урос Куфер. И на все проводимые аналогии с Кипром он отвечает, что его страна находится в более удобном положении, недели островное государство, и что им никакое «спасение» не нужно. И что он уверен в способности его страны успокоить экономику, невзирая на турбулентность на рынках.
А все так хорошо начиналось…
На практике «удобство» о котором говорит Куфер, вряд ли можно назвать таковым. За прошлый год ВВП Словении сократилось на 2,3%, в этом году тенденция продолжиться – еще на 2,1%. В октябре прошлого года безработица уже достигла 10% отметки – при том, что в 2008 году этот уровень не превышал 4,1%. Население страны стареет, а молодые и более образованные словенцы ищут работу за границей. Причем то, что сегодня наблюдается в стране, вызывает у ее населения жуткое недовольство действиями политиков, которых и обвиняют в происходящем. С тех пор как в 1991 году Словения провозгласила свою независимость от Югославии, в стране к власти пришли люди, добившиеся успеха, почти не прилагая к тому усилий. В самом начале независимого существования страны был достигнут консенсус в отношении присоединения Словении к Организации Североатлантического договора и к ЕС (в 2004 году), а затем и к еврозоне (в 2007 году). После таких свершений политики Словении искренне полагали, что теперь-то можно спокойно почить на лаврах. В стране было сравнительно немало людей обеспеченных и у большинства граждан был высокий уровень жизни.
Круговая порука
Ситуация начала изменяться в начале 2000-х годов и ситуацию начали менять те же самые дешевые кредиты. Правда, в Словении это были не потребительские, а корпоративные займы. В относительно узком кругу, где все друг друга знали, работали в государственных компаниях, использовали политические связи для оказания помощи своим же в выкупе фирм, которыми сами же и управляли, предоставляя собственные же компании в качестве залога. Процесс таких схем облегчался тем, что крупные банки также находятся в руках государства. Лучшей ситуации для развития клановой сети политики, бизнеса и банков, было не найти. Собственно, что далеко ходить – даже Куфер работал в одном из крупнейших государственных банков до тех пор, пока не перешел на политический пост. В период 2003-2009 годов словенские менеджеры вовсю расхваливались друг перед другом как они будут возрастать в своих компаниях в качестве «региональных звезд». Однако все эти ожидания зависели от заемных средств и нереалистичных ожиданий от рынка на Балканах. «Благодаря» кризису экономика Балканских стран рухнула, продажи иссякли, кредиты стали невозвратными, банки, переполненные этими невозвратными займами, отказались давать больше и все – экономика обанкротилась. Поэтому некоторые аналитики и говорят, что бум в начале нынешнего века был не следствием дальновидения бизнесменов и выпуска конкурентной продукции, а подделкой, основанной на кредитовании.
Так ли все плохо?
Текущая статистика выглядит уже несколько пугающей. Из всех выданных словенскими банками займов 15% - неработающие. На долю 6 крупнейших, контролируемых государством банков, припадает 58% займов, которые на данный момент не погашены. Из них 30% заемщиками уже не обслуживаются. И все таки хотя эти цифры и выражают всю суть словенской проблемы, премьер министр этой страны говорит, что аналогии с Кипром являются абсурдными, ведь размеры секторов банкинга этих двух стран категорически разнятся. Впрочем даже если аналогии отбросить, выхода все равно пока никто не видит. Хотя и звучат некоторые мнения, что стране попросту необходимы реформы. Правда, реформы настолько болезненные, что вполне вероятно словенские политики попросту предпочтут все тот же «план спасения».