Центральный банк Китая меняет политику
Центральный банк Китая осадил «голодных» до наличности банкиров, позволив процентным ставкам достичь сверхвысоких уровней. Это должно увеличить давление на банки и обуздать безудержное неформальное кредитование и спекулятивные операции. Казалось бы, зачем это нужно? Однако китайские банки вовсю используют дешевые официальные средства для финансирования огромного теневого банковского рынка, который несанкционированно кредитует промышленность и раздувает цены на активы.
Спорные действия
Народный банк Китая (НБК) как мог старался положить этому конец, отказываясь в течении последних 3 недель вливать в финансовые рынки значительного объема средства – даже как процентную ставку. В результате ставка по краткосрочным кредитам выросла 25% и даже перешагнула этот уровень. Теперь директор рейтингового агентства Fitch Ratings говорит, что НБК должен был найти другой подход, чтобы хоть как-то обуздать теневую банковскую деятельность. Такие действия, когда банк пытается затянуть финансирование внутри
банковской системы, не только является применимым в данном виде кредитования, он будет более эффективным, а заодно и захватывает рынок врасплох. При этом наличные остаются все так же дорогими – по крайней мере, для небольших банков, хотя средневзвешенная ставка выкупа банковских облигаций снизилась за последние пару дней чуть более чем на 2%.
Спорные слухи
Кое-кто беспокоится, что излишне жесткий подход Народного банка Китая может обернуться в рискованную стратегию, создавая потенциал для дефолтов и тупиков на денежных рынках второй по величине мировой экономики. Именно это произошло на Западе после того как рухнул Lehman Brothers. Кстати, наиболее часто в последнее время это банкротство вспоминают именно в сравнении с банковским сектором Китая. Кое-то напротив, абсолютно спокойно вернулся на рынки, несмотря на слухи о том, что некоторые крупные банки нуждаются в чрезвычайном финансировании. Ходят и другого рода слухи – о том, что центральный банк обеспечивает возможности крупных кредиторов предоставлять краткосрочные средства банкам поменьше. Правда, сам НБК никаких официальных заявлений по поводу своего поведения не давал – хотя в прессе и проскочили его «неофициальные» заверения, что свою позицию он не изменит и ожидать каких-то послаблений банкам не стоит. Политика Центрального банка не предполагает в дальнейшем каких-то резких изменений – это и все комментарии, которые удалось получить прессе о происходящем.
Если Центральный банк Китая ошибется…
Началом борьбы Пекина с теневым кредитованием стали официальные данные - уже заметно резкое снижение отдачи вложенных в экономику средств – специалисты говорят, что это как раз из-за специфического кредитования. Так, в 2008 году на 22 вложенных юаня можно было заработать 100 юаней. Теперь для такого же результата нужно вложить уже на 30 юаней больше. Единственным консенсусом среди многих правительственных чиновников в отношении новых мер является лишь признание факта о невозможности дальнейшего оттягивания жестких решений экономических вопросов и некоторые краткосрочные убытки вполне оправданны, если за ними ожидается здоровый долгосрочный рост. И на этим можно было бы удовлетвориться, если бы шквал паники на китайских интернет- и медиа-ресурсах, а также слухи о чрезвычайных денежных инъекциях не свидетельствовали о больших рисках – любые просчеты со стороны НК потенциально будут иметь самые непредвиденные последствия.