Европа никогда не будет прежней или Где состоится очередной референдум о независимости?
Когда в Шотландии проходил референдум, на нем поприсутствовали представители всех европейских держав. Причем некоторые наблюдатели были из регионов, также стремящихся к собственной государственности. И, похоже, что их визит в Шотландию будет иметь последствия. И Европа больше не будет прежней, даже несмотря на то, что шотландцы сказали своей независимости «нет».
Заинтересованные лица
Что скрывать - больше всего происходящим в Эдинбургом интересовались каталонцы. Впрочем, свою делегацию направил и германо-говорящий Тироль, который пока старается не нарушать законодательства своей страны. Встрепенулись корсиканцы, а еще свой интерес к происходящему, не скрываясь, демонстрировали фламандцы.Пока на прецедент ссылаются боснийские сербы, цепная реакция достигла Азии, ведь в Японии имеются и свои сепаратисты. И если жители острова Окинава таки поднимутся, остров станет стратегически горячей точкой, очередным поводом для спора между Китаем и Японией. Стоит упомянуть и о том, что китайские националисты уже начали прочесывать архивы, чтобы поддержать претензии своей страны на эти земли.
Так и получается, что приехавшие в Шотландию, посетили эти земли далеко не только с целью поздравить жителей страны с возможной победой. Главное – прецедент, в котором «основная страна» признала за своей частью право на самоопределение. Британское правительство пообещало, что результат референдума признает – каким бы он ни был.Впрочем, независимость Шотландии не состоялась
На очереди – Каталония?
Испанский регион, долго просивший испанское правительство позволить ему провести референдум, на котором можно было бы решить свое будущее, так и не дождавшись положительного ответа, решил сделать все сам. Аналитики забеспокоились: ящик Пандоры открыт, и при проведении такого самовольного опроса, вне зависимости от результатов, может возникнуть гражданское сопротивление.История каталонского сепаратизма исчисляется веками, он начался как только этот регион был завоеван и насильно присоединен к испанской короне. Однако наиболее остро конфликт дал о себе знать года 4 назад, когда богатая Каталония практически «вытягивала» на себе рецессионную страну.
Конфликт можно было бы разрешить предоставлением региону федерального статуса, чтобы баски могли распоряжаться своими налогами и долговыми обязательствами. Вот только вместо этого Мадрид грозит вообще покончить с каталонским самоуправлением. И он не желает прислушаться к тем, кто говорит, что процесс не остановить.
Или Венеция?
Эксперты по сепаратистским движениям не забывают и про Италию, страсти в которой тоже уже вполне сравнимы с вулканическими. Части страны в конце 19 века соединялись кое-как, без особенного согласия – неудивительно, что все начало разваливаться.Похоже, что это не просто слова – самый богатый регион Италии Венеция, имевшая собственную республику еще до Наполеона, уже провела интернет-референдум, а в июне региональный совет утвердил планы для реального голосования.
Чем дальше на Восток…
Чем восточнее – тем более хрупки установленные границы. Впрочем, здесь все уже решается далеко не референдумами – и никогда нельзя исключать вероятности появления новой Югославии или Украины. Так, Венгрия, к примеру, раздает паспорта этническим венграм в Сербии, Румынии, Словакии и на той же Украине – потомках тех, кто остался за пределами родины из-за Трианонского соглашения.Референдум о независимости – поводы к самоопределению
Что скрывать – в большинстве случаев помимо каких-то культурных мотивов, в основе стремления к самостоятельности лежат финансовые мотивы. Отделяться хотят регионы, которые стабильны и относительно самодостаточны. Люди считают, что выделившись в отдельное государство или присоединившись к другой стране, они улучшат в первую очередь свое материальное положение.Собственно, именно экономические аргументы и стали решающими даже для той же Шотландии, которая два года сначала ждала референдума, а потом, поддавшись провокативным угрозам британских экономистов, проголосовала против независимости.