Мировая экономика RSS / Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в LiveJournal RSS-трансляция



+1 1
+1
-1 0
Как связаны старение населения и экономические проблемы стран?

Как связаны старение населения и экономические проблемы стран?

В Китае это называют перевернутой пирамидой. Исторически семьи здесь представляли собой воображаемую пирамиду, в основе которой трое детей, двое родителей, и один выживший дедушка (или бабушка), так как длительность жизни в стране была невысокой. Однако благодаря политике «одного ребенка» пирамида уже давно перевернулась. В некоторых городах страны семьи выглядят совсем по-другому: трое бабушек-дедушек, двое родителей, и всего один ребенок. И это оказалось проблемой не только демографической – причем эта проблема присуща не только Поднебесной.


Старение населения по объективным причинам


Гнетущий диктат государства привел Китай к крайнему примеру старения населения, с резким увеличением доли людей возрастом 65 лет и старше. Впрочем, такое явление сегодня в той или иной степени наблюдается повсеместно. Как только общество начинает процветать, люди живут дольше. И им больше не нужны дети только потому, что в старости о них нужно кому-то заботиться. Проявляются новые черты общества – став более благополучными, люди вырастают более эгоистичными и их становится меньше.

Такие демографические тенденции проявляются во всех обществах, вне зависимости от их религиозных или культурных норм. И даже на Ближнем Востоке, где по сей день один из самых высоких показателей рождаемости, сегодня можно видеть ее первые признаки. Для англоязычных и европейских государств ситуация усугубляется еще и послевоенным так называемым «бэби-бумом», всплеском рождаемости, который теперь привел к гигантской демографической выпуклости с огромным количеством людей предпенсионного или пенсионного возраста.

Сплошные недостатки


Казалось бы – триумф человеческого развития. Ан нет – пожилых людей нужно содержать больше, тратят они меньше, хотя, как правило, эта группа населения более богата, чем молодежь. Однако для государственной политики и торговли они создают больше проблем.

Ну, для финансов, понятно, это недостаток – расходы на здравоохранение и пенсии, причем при демографическом кризисе это сопровождается уменьшением количества трудоспособного населения, то бишь налогоплательщиков. Для коммерции же это может быть как проклятием, так и источником новых возможностей.

Так, по оценкам европейских аналитиков, покупательная способность поколения бэби-бумеров к 2020 году составит 15 триллионов долларов. Цифра для аналитиков небесполезная – ведь это огромный и практически неосвоенный рынок, даже за пределами сектора здравоохранения и социального обеспечения. Нынешние лица, перешагнувшие 65-летний рубеж, активны и готовы тратить много денег. А потому проблема бизнеса – в том, чтобы эти деньги заполучить.

Те, кто не хотят тратить деньги


И это настоящая проблема, нежелание потреблять, хотя возможность такая есть. Попробуйте сказать своему стареющему отцу, что ему нужен новый костюм, – жалуется один из британских бизнесменов. В ответ, скорее всего, вы услышите, что в этом нет смысла, ведь он все равно скоро умрет. Таковы тенденции – с возрастом человек меньше работает, и меньше тратит.

В самом экстремальном виде демографическая проблема проявилась в Японии, где она усугубилась процессом дефляции. Да, причин у японского экономического недомогания немало, однако плохая рождаемость – в первых пунктах списка. В какой-то степени Страна восходящего солнца стала жертвой собственного успеха – связь между стремительно стареющим населением, предпочитающим копить, а не тратить, и проблемой отсутствия внутреннего спроса очевидна. Нечто подобное ожидает Германию и большую часть Европы.

Трагедия или перспективы?


Хуже всего то, что предпринимаемые правительствами действия особого эффекта не дают. К тому же многие из поколения «бумеров» подходят к пенсионному возрасту без сбережений, зато с долгами. Кое-где пытались все решить путем отмены пенсионного возраста или его увеличением, но и это только подчеркнуло возникшие вопросы.

И получается, что демография стала непостижимой социальной проблемой, которую бизнес пока не может решить. Коммерция – это хорошо, однако нужно осваивать новые рынки. И все больше бизнесменов приходят к выводам, что богатые пожилые люди – как раз их клиенты. И, может, даже, это одна из немногих возможностей заставить экономики расти.





Нравится






4953
21.10.2014 22:18
В закладки
Версия для печати
Гость, выскажи мнение!