Кто на новенького или зачем нужна адаптация персонала?
По всему офису с растерянным видом бродят «свежепринятые» сотрудники… Новый руководитель отдела скромно пристроился на стульчике в углу, в ожидании когда же его представят подчиненным… Если в вашем офисе такие ситуации возникают часто, значит, вы не побеспокоились о том, чтобы в корпоративную культуру включить систему адаптации персонала.
Необходимость адаптации как системы
Когда человек приходит на новую работу, он должен в короткий срок влиться в новую для него систему взаимоотношений и изучить принятые в организации нормы поведения. Он должен как можно быстрее преодолеть возникающие при этом межличностные и производственные проблемы и начать стабильно работать. Если руководство компании серьезно относится к вопросу адаптации, новопринятый работник начинает эффективно работать сразу после того, как заканчивается испытательный срок. При налаженной системе адаптации персонала у новичков снижается уровень тревожности, а в компании уменьшается текучка кадров. В то же время, если новый работник на протяжении испытательного срока испытывает дискомфорт, если «старожилы» выказывают к нему пренебрежительное отношение, а сам он не может найти необходимую для работы информацию, единственное, что останется такому работнику – положить руководителю на стол заявление «по собственному».Первое знакомство
Самой распространенной ситуацией знакомства новых сотрудников с компанией является непродолжительный разговор с представителем кадрового отдела, которая редко когда имеет продолжение в виде ознакомительной экскурсии по офису. В большинстве случаев вступление нового сотрудника в коллектив ограничивается представлением новобранца коллективу, показом необходимых комнат (столовая, туалет, курилка) и снабжением списком телефонов сотрудников. И мало кто из представителей кадровой службы интересуется у новичка не нужно ли ему что-нибудь, поел ли он вообще, в конце первого рабочего дня - его первым впечатлением, а в конце недели – что понравилось, а что нет. В то же время у самого новичка в период знакомства с новой работой возникает немало вопросов, как профессиональных, связанных непосредственно с выполнением трудовых обязанностей, так и социально-бытовых. И пока он не получит исчерпывающих ответов, он вряд ли сможет эффективно работать.В тех компаниях, которые адаптацию персонала воспринимают как важную составляющую трудового процесса, введена практика наставничества (кураторства, введения в профессию). Кажется, что эффект от подобного отношения к новичкам виден лишь в отдаленной перспективе. На самом деле в компаниях, где прививается наставничество, новый сотрудник начинает эффективно работать уже спустя несколько месяцев. В то же время в компаниях, где адаптация происходит спонтанно, реальный эффект от работы нового сотрудника наступает в лучшем случае через год.
вот-вот!..
и вообще, ВСЁ ЭТО реально пока лишь для западной модели трудовых отношений, особенно по части создания на предприятиях специальных "служб адаптации" - вот ЭТО уж в наших конторах будет совершенно нерентабельно!