Банковские отделения – пережиток истории
На удивление много людей оказываются привязанными к банковскому офису, расположенному в непосредственной близости от дома. Свой банк по соседству – это так удобно и привычно, именно так считает большинство подданных британской королевы. Правда, у самих банков на этот счет другое мнение, в стремлении сократить расходы, они все больше закрывают традиционные филиальные сети. Потребители с таким положением вещей мириться отказываются. И вот уже профсоюзы объединяются с общественными группами, чтобы выступить против закрытия банковских офисов. В некоторых местах на их стороне выступают даже местные советы.
Банковские отделения закрываются
Ситуация вполне понятная. В некоторых небольших городках и поселках на центральных улицах давно заколочены окна всех магазинов и пабов. Разве что присутствие действующего банковского офиса придает улице жилой вид. Правда, не стоит надеяться, что банки действительно будут продолжать поддерживать таким образом жизнедеятельность населенных пунктов. К тому же необходимость в таких традиционных филиалах понемногу отпадает, при том, что их содержание – это серьезная расходная статья. А конкуренты не дремлют, вовсю используя более рентабельные технологии.
В минувшем году британские банки закрыли около полутысячи своих представительств в разных городах страны. Похоже, тенденция нарастает в геометрической прогрессии, ведь еще в 2013 была прекращена деятельность всего лишь 195 офисов. И вот уже Lloyds обещает, что не будет закрывать офис, который окажется последним и единственным банковским отделением в населенном пункте.
Потребители против
По всей стране закрытие банковских филиалов привело к повышению протестного уровня. Только на минувшей неделе на HSBC посыпался целый шквал жалоб о закрытии филиала в Бингли (графство Йорк). Неприятности и у банка NatWest, который закрыл офис в городке Кейворт (Ноттингемшир). Для того, чтобы если не прекратить, то хотя бы замедлить процессы сворачивания банками офисов, объединилось сразу несколько общественных организаций. При этом они настаивают на том, чтобы регуляторы определили для банков некий кодекс правил для закрываемых филиалов. Например, нельзя будет закрыть офис, если у его клиентов нет доступа к альтернативным сервисам.
Банков слишком много
Защитники банков говорят, что вся беда – от некоей избалованности британцев. Просто банковских филиалов, даже после последнего их сокращения, все еще слишком много. На сегодня по всей Великобритании действует 9200 банковских офисов. Это лишь немногим меньше, чем аптек, хотя, казалось бы, покупка лекарства является более важной услугой, чем проведение платежа или оформление кредита. А еще – это куда больше, чем пекарен, которых в Британии чуть более 6 тысяч. И даже больше, чем автозаправок, их здесь 8450. Именно на этом основании аналитики утверждают, что банки имеют полное право сократить еще какое-то количество своих подразделений. И потребители, вместо возмущений, должны этому радоваться.
Во-первых, если не считать кассового обслуживания мелкого бизнеса, в услугах оффлайн-офисов нет ничего, что не могло быть сделано лучше и качественнее в режиме онлайн. А если вспомнить о том, какими темпами распространяются платежные карты, можно говорить и о том, что даже владельцам магазинов и заправок больше не нужно будет носить наличные в банк. Все остальное – пополнение фондов, перевод денег, ипотечное кредитование и все связанные с ним вопросы, даже страхование – в более широких вариантах представлено в интернете. Никакие другие офисы (кроме, наверное, туроператов) не выглядят более старомодными на центральных улицах.
При этом расходы на содержание этих почти бесполезных представительств, банки несут огромные. Арендная плата, плата за коммунальные расходы, оплата труда сотрудникам, которые работают в таких офисах – все это просто перестало быть рентабельным. При этом онлайн-банкинг не только является более рентабельным способом предоставления все тех же услуг конечному потребителю, но и более востребован.