Банки Великобритании продолжают отступать
Когда говорят о потребителях банковских услуг, обычно говорят либо о частных лицах, на долю которых приходится достаточно большой сегмент рынка, либо о крупном бизнесе и тех специфичных продуктах, которые банки так охотно разрабатывают и предлагают для него. С частными лицами тоже обычно не возникает особых проблем – достаточно всего несколько продуктов в линейке, и банк уже может удовлетворить запросы целых категорий вкладчиков, заемщиков и пр. На этом фоне как-то теряется тот факт, что немало средств банки зарабатывают на обслуживании малого бизнеса, его кредитовании или проведении расчетов. Правда, внимания таким предпринимателям, уделяется немного. Но, похоже, ситуация меняется.
Стоит заметить, что отношение к малому бизнесу у банков везде одинаково, даже в тех развитых государствах, для которых этот сектор выступает основным движущим элементом для экономики. Как, к примеру, в Великобритании. С одной стороны, банковские услуги обходились предпринимателям дорого и были не всегда удобны, с другой финансовые структуры делали как можно более затруднительным процесс смены банка.
Несвобода выбора
До недавнего времени такие затруднения испытывали и простые британцы. Многие расчеты они проводят в автоматическом режиме и платежи просто «привязываются» к банковскому счету. Для того, чтобы создать сложности такому клиенту, достаточно просто запретить «перевод» этих платежей в автоматическом режиме в новый банк. И клиент дважды подумает, стоит ли уход в другой банк тех хлопот, которые предстоят. А теперь представьте на месте простого обывателя – бизнесмена. Того, у кого платежи проводятся не только планово раз в месяц на оплату коммунальных услуг и абонемента в фитнес-зал. Десятки контрагентов, поставщиков и потребителей – и все они пользуются безналичными расчетами. Перевод такого счета их банка в банк дело весьма затруднительное.
А еще все это сильно затрудняет развитие конкуренции на рынке банковских услуг. Именно таким аргументов вооружился британский регулятор и относительно недавно заставил банки пересмотреть свою политику в отношении перемещения клиентов и упростить процесс, сделав его максимально комфортным. И вот дошел ход облегчить жизнь предпринимателям. Идея такова – если бизнесмен посчитал, что банк, услугами которого он пользуется, его не устраивает, он может «уйти» к другой финансовой структуре, автоматически перенаправив все платежи и расчеты на тот счет, который он там откроет.
Банки Великобритании ищут отговорки
И. казалось бы, самое время приступить к реализации такой прекрасной идеи. Но тут же оказалось, что на пути встают серьезные практические препятствия, в том числе и правовые. А ведь еще нужно как-то это согласовать с политикой самих банков, которые применяют к бизнес-счетам всевозможные комиссии, предоставляют бизнесменам овердрафт и пр. Все это делает процесс автоматического перевода счета весьма трудным. Регулятор же советует банкам разработать схемы, которые позволят если не совсем убрать, то хотя бы уменьшить количество этих затруднений.
Отдельно банкам было рекомендовано проявлять больше честности при ознакомлении потенциального бизнес-клиента с услугами. Раскрывать полные тарифы, делиться скрытыми условиями пользования счетами, сделать все это более понятным и доступным.
При этом регулятор, дабы успокоить банки на предмет вероятной «утечки» клиентов, поделился с ними статистическими данными. Оказывается, в последние пару лет уровень доверия к банкам повысился и, даже получив больше возможностей для смены финансовой структуры, воспользовались ими всего лишь 2% потребителей.
Нельзя не вспомнить и о том, что все это происходит на фоне непрекращающегося давления на банкиров со стороны регулятора и общественности. Среди основных претензий – премиальные выплаты сотрудникам банков и их нежелание платить налог на прибыль.