Как Банк Швейцарии спасал швейцарский франк
В финансах, как и в математике, есть вещи немыслимые. Ну вот, к примеру, - нельзя извлечь корень из отрицательного числа. Не бывает в математике и отрицательных процентов – предполагается, что какая-то часть может быть только положительной. И вот, похоже, в мире финансов будут свои законы – Швейцарский национальный банк, оставил в прошлом казавшиеся незыблемыми математические постулаты. И теперь ключевая процентная ставка в этой стране составляет минус 0,25%.
Швейцарский франк подвела репутация
Центральный банк Швейцарии просто пытается удержать страну в нейтральном положении, что непросто в условиях глобальных валютных войн. Когда страны что есть силы пытаются девальвировать свои валюты (стараясь сделать это как можно менее заметным), трейдерам отчаянно нужна безопасность. Что может быть безопаснее франка? Он всегда был убежищем – но теперь резко выросший спрос может толкнуть стоимость швейцарской валюты вверх. Далеко вверх, за пределы уровня, на котором Швейцария может торговать своими товарами и услугами с выгодой.
Просто ответ на обстоятельства
Swiss National Bank просто не мог не ответить – и первым его орудием был тот же печатный станок. Еще в сентябре 2011 года он пообещал создать достаточное количество новых франков, которые будут проданы иностранным инвесторам. Тем самым ценность швейцарской валюты постоянно были ниже, чем 1,20 евро. До сих пор это работало, но вынужденность поддерживать стабильное значение валюты заставило SNB чувствовать себя неуютно с 475 миллиардами долларов резервов. Отрицательные ставки станут новым инструментом.
В повседневной жизни, где деньги рассматриваются как мерило покупательной способности, отрицательная ставка кажется чем-то невозможным. И когда люди деньги воспринимают как средство сохранения своих капиталов, они тоже негативно воспринимают попытки властей уменьшить значение этого средства.
Не предел
Вот только для SNB деньги – инструмент макроэкономический политики и финансовых спекуляций. Вот спекулянты, к примеру, совсем не заботятся постоянными валютными ценностями, или сохранением швейцарских рабочих мест. Все, чем они хотят – это получать прибыль и избежать потерь. О рабочих местах приходится заботится центральному банку, который полагает, что франку угрожают.
К слову, SNB не первый банк, пытающийся повлиять на спекулянтов отрицательными ставками. И сторонники кардинальных мер полагают, что ставка может снизиться еще больше, до -0,75%. И регуляторам других стран, возможно, стоило бы изучить такой подход более тщательно – как и отрицательные математические числа, обратная экономия отрицательных ставок может стать важным инструментом в период дефляции.