Покупка облигаций как нарушение устоев
Случилось – господин Драги наконец-то объявил о том, что долгожданная программа «оптовой» закупки государственных облигаций начинается. Она изначально задумывается как крупное мероприятие и будет действовать в еврозоне пока инфляция не приблизится к желаемым для властей и ЕЦБ показателей. Все бы хорошо, но оказывается в еврозоне количественное смягчение просто невозможно – оно противоречит самим принципам валютного союза.
Покупка облигаций все-таки будет
Рынки впечатлились размерами предполагаемых объемов закупок – как минимум 60 миллиардов в месяц. Солидны и сроки продолжительности программы – ее не свернут самое меньшее до сентября 2016 года.
А при необходимости могут продлить еще. Дополнительная радость – падение евро до 10-летних минимумов. И вот Драги собирает коллег, чтобы устранить или хотя бы свести к минимуму их широко транслируемые разногласия по поводу возможностей и размера программы.
Основные дебаты – вокруг того будет ли вообще работать количественное смягчение. Более того, даже Марио Драги не берется утверждать, что оно вытянет еврозону из ее продолжающегося и существенно затянувшегося спада. Поэтому программа минимум для ЕЦБ – это достижение целевого инфляционного показателя.
Ограниченное, недостаточное, неполное
Покупка государственных облигаций, которые будут выделены для участников валютного союза, будет толкать их доходность вниз, вот только эффект будет ограниченным, ведь снижение и без того уже началось. Продолжиться снижение и обменного курса евро, который и без того подешевел к доллару с мая почти на 17%. Чем ниже курс евро – тем больше инфляция, впрочем, это воздействие будет тоже ограниченным. Ожидаются и фискальные последствия – такая программа позволит ослабить ограничения для национальных бюджетов.
Принципы и устои против необходимости количественного смягчения
Правда, чтобы успокоить активную германскую оппозицию, которая категорически против количественного смягчения, Драги пришлось признать, что потенциальные убытки по той закупке (а они составят почти 80%) будут возложены все-таки на центральные банки самих стран.
Конечно, это не так уж и важно, так как суверенный дефолт для действующего участника еврозоны вряд ли возможен. Но как сигнал такая констатация очень важна – впервые было обозначено признание Центральным банком Европы то, что монетарная политика может быть фрагментирована. И снова незадача – сами основы валютного союза будут нарушены таким принципом распределения убытков.
Да, количественное смягчение – это исключительный инструмент для исключительных времен. И самая неограниченная программа без полного распределения убытков может быть лучшим вариантов, чем ограниченная со всем уважением к принципам. Но главное – табу уже нарушено, и теперь дело только за практической реализацией.