Дефляция – теория и практика
Акции прибыли в национальном доходе растут, а вот заработные платы падают. Именно так выглядит страшный сон многих политиков и экономистов – агрессивная и разрастающаяся дефляция. Для кого-то это только перспектива в необозримом будущем, для кого-то уже давно реальность, как стала она реальностью для японской экономики. Кто следующий? В США, например, доля операционной прибыли компаний нефинансового значения составила уже 23%, а ведь еще 10 лет назад она не превышала 15%. За этот же период доля заработной платы снизилась с 62% до 56% добавленной стоимости. И эта картина не является исключительно уделом американских экономистов.
Инфляция уже не показатель
По данным ОЭСР данные по заработным платам в разрезе национального дохода изменились не в лучшую сторону в 26 из 30 развитых государств. И эти изменения произошли буквально за последние пару десятилетий. Такое положение дел является проблематичным по многим причинам, в том числе и из-за своего потенциала привести всех уже к весне к дефляционной ловушке в стиле Страны восходящего солнца. Сокращающаяся доля заработной платы в национальном доходе означает отключение возможности любого давления на цены, а вот ВВП придется повышаться намного быстрее – прежде, чем начнет ускоряться инфляция. И действительно – в тех же Штатах вещи, которые относятся к предметам личного потребления, становятся все более дорогостоящими, несмотря на то, что общий годовой темп инфляции достаточно невысок – всего лишь 0,9%. А ведь главная финансовая структура страны все еще стремиться к поставленной цели – инфляции в 2%.
Дефляция как вирусная инфекция
Несколько анемична базовая инфляция и в Европе, в частности в еврозоне. Да что там в еврозоне, которую до сих пор из своих тисков не выпускает кризис – даже в быстрорастущей Азии ценовое давление в значительной степени отсутствует. Исключением являются разве что
Индия и Индонезия, где предложение более чем ограничено, что и является основным двигателем инфляции. Если надежды государств на ускорение роста ВВП быстро не оправдаются, в мире сформируется вполне реальный риск глобальной дефляции.
Теория и практика – совсем не по Марксу
Впрочем, если обратиться за ответом к классикам и можно сказать даже основателям экономических наук, ответ (или если хотите – прогноз) можно получить совсем иной. Так, германский философ 19 века Карл Маркс предполагал, что при возможности получать прибыль на капитал выше, чем сам капитал, меньше денег будет вкладываться в промышленные установки и заводы. В конце концов обратная сторона этого процесса будет демонстрировать тенденцию к снижению, ведя к концу эпохи капитализма. Однако нам похоже до конца эпохи еще далеко – рентабельность капитала, которая является соотношением операционных излишков к нефинансовым активам, составляет всего лишь 9,4%. Кому же верить? Высокие доли прибылей помогают поддерживать иллюзию того, что с капитализмом все хорошо. Вот только дефляционный ветер, дующий в окна экономик, говорит об обратном.