Утилизационный сбор на ввозимые подержанные автомобили стал новым камнем преткновения между Россией и Всемирной Торговой Организацией. ВТО настаивает на отмене утилизационного сбора в России, что может принести значительные убытки предприятиям, работающим на территории государства.
ВТО подвергает критике российскую таможенную пошлину на ввоз автомобилей
Конфликт интересов
Летом 2012 года Россия стала 152-ым членом Всемирной Торговой Организации. Несмотря на то, что все основные документы были одобрены и подписаны, подводные камни оказались в деталях. Во время ежегодного Гайдаровского форума – первое событие в 2013 году, собравшее ведущих бизнесменов и политиков за одним столом – дебаты вспыхнули с новой силой. В частности, речь шла о соблюдении правил ВТО. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров вновь заявил, что Россия не планирует отменять утилизационные сборы на импортные автомобили и транспортные средства, производимые на ее территории. Более того, он отметил, что устранение утилизационных сборов на транспортные средства может стать лишь началом, впоследствии правила могут распространиться и на другие виды промышленных товаров.
Глава ВТО Паскаль Лами был открыто возмущен заявлением представителя РФ. «Я немного удивлен тем фактом, что российские чиновники воспринимают ВТО как выгодную перспективу», - сообщил Лами. «Вы уже в ВТО! Самое время осознать этот простой факт и прекратить выбирать, какие правила можно соблюдать, а какие нет». Представители Всемирной Торговой Организации считают некорректной дискриминационную политику в отношении импорта в Россию подержанных транспортных средств. В свою очередь отмена утилизационного сбора может поставить под серьезную угрозу государственную автомобильную отрасль.
Жаркие дебаты
Между тем, сразу после вступления России в ВТО, США и Евросоюз подали официальную жалобу, касаемую использования утилизационного сбора в государстве. В денежном выражении утилизационный сбор, введенный в России 1 сентября 2012 года, находится на одном уровне с таможенными пошлинами, действующими в стране до вступления в ВТО: от 20 000 рублей для легковых автомобилей и от 150 000 рублей для грузовых; чем старше транспортное средство, тем выше плата.
«Философия членства в ВТО такова: вы можете нарушать правила сколько угодно, пока это выгодно и не влечет за собой наказания», - высказал свое мнение Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии. «Страны-участницы часто преследуют свои собственные цели, совершают нарушения и рассматривают их в качестве приемлемого риска».
В настоящее время Россия не намерена поступаться своими интересами. По словам Паскаля Лами, Россия все еще может урегулировать вопрос мирным образом. Только в том случае, если стороны не придут к взаимному договору, дело будет официально рассматриваться в арбитражном порядке.
Принципиальное отличие России от «всех стран» состоит в том, что у нас нарушают правила всегда, когда за это не расстреливают на месте.